18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новые коллекционеры старых мастеров

№49
Материал из газеты

Предприимчивые дилеры пересматривают приемы ведения бизнеса, приспосабливаясь к переменам на рынке

Многие аналитики спешат объявить старых мастеров вымирающим сегментом художественного рынка, возлагая вину за этот видимый упадок на происходящую со сменой поколений смену вкусов, на уменьшение числа увлеченных коллекционеров и редкость произведений по-настоящему высокого качества. Тем не менее недавняя активность в лондонских традиционных оплотах торговли старыми мастерами в районах Мэйфейр и Сент-Джеймс, кажется, свидетельствует о том, что речь идет не об упадке, а об изменениях и адаптации.

В декабре 2016 года после почти трех десятилетий работы давний и преданный поклонник нидерландских старых мастеров Джонни ван Хафтен закрывает галерею на Дьюк-стрит, чтобы продолжить работу из собственного дома на западе Лондона, уделяя особое внимание стремительно растущему интересу к этому сегменту со стороны покупателей из Китая.

Одновременно на рынке не может не сказаться появление новых и энергичных молодых дилеров. Один из символов этой «смены караула» — фигура относительно молодого (ему немногим более 40, но он занимается торговлей с 22-летнего возраста) итальянского дилера Фабрицио Моретти, купившего пространство галереи ван Хафтена и соседнее здание, где раньше находилась галерея старых мастеров Дерека Джонса, чтобы сделать из них единое пространство.

В результате объединения молодых испанских дилеров Хорхе Колла и Николаса Кортеса с одной из старейших в мире коммерческих художественных галерей Colnaghi появилась новая большая галерея на Бери-стрит. А в конце весны на Корк-стрит в Мэйфейре открылась галерея Lullo Pampoulides. Ею руководят Андреас Пампулидес, бывший директор Coll & Cortés (до их слияния с Colnaghi), и специалист по старым мастерам Андреа Лулло.

Подавая свой бизнес в более современном ключе и перестраивая деловые стратегии, эти дилеры приспосабливаются к новым условиям рынка при помощи средств, к использованию которых их старшие коллеги оказались не расположены. «Нам есть чему поучиться у мира современного искусства в плане организации и подхода», — говорит Хорхе Колл.
Старые добрые времена, когда дилеры могли купить произведение на аукционе и сразу перепродать его своим клиентам с существенной наценкой, давно прошли. Теперь аукционные залы оккупируют хорошо подкованные частные коллекционеры. Безупречный дизайн и современная подсветка в новых пространствах Lullo Pampoulides и Colnaghi сделаны для того, чтобы произвести впечатление. «Мы хотим, чтобы галерея больше напоминала красивую современную квартиру», — говорит Андреа Лулло.

В последнем отчете TEFAF о состоянии рынка отмечается 33%-ное снижение суммарной стоимости работ старых мастеров, проданных в 2015 году, однако, по мнению сопредседателя отдела старых мастеров Sotheby’s Александра Белла, при оценке этого показателя необходимо учитывать, что предшествовавший 2014-й был «выдающимся годом». «Тогда у нас были работы из коллекции покойного герцога Нортумберлендского и графа Уорика. В сравнении с этим годом 2015-й, безусловно, проигрывает», — говорит он.

В следующем году результаты могут выглядеть совсем иначе лишь потому, что будет учтена продажа полотна «Лот и его дочери» Рубенса, ушедшего в июле на Christie’s за £40 млн с комиссией — это самая большая в истории сумма, отданная за живопись старых мастеров.

В марте на TEFAF уже в первый день работы ярмарки галерея Colnaghi продала старых мастеров на €12 млн, что служит доказательством того, что эту категорию еще рано списывать со счетов, несмотря на окружающий ее скепсис, исходящий как от сторонних наблюдателей, так и от некоторых дилеров старой закалки.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+