18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Спустя почти век русский парижанин Серж Поляков вновь покоряет французскую столицу

Воистину нынешний осенне-зимний сезон в Париже проходит под знаменем русского парижанина Сержа Полякова. В Музее современного искусства города Парижа открылась его ретроспектива Мечта форм. В экспозиции около 150 произведений, охватывающих период с 1946 по 1969 год. Это первая такого масштаба выставка Полякова с 1970 года. Соревнуясь с ней, и Музей Майоля выставил 150 гуашей художника, большинство которых из коллекции Дины Верни, легендарной музы Майоля, открывшей в 1947 году свою галерею. Здесь в 1950–1960-е годы выставлялись творения мэтров послевоенного «лирического» абстракционизма — так называемой второй парижской школы. В их число входил и Серж Поляков.

На ретроспективе в Музее современного искусства не только 70 живописных произведений и гуаши. В витринах — фотографии, афиши, а на экранах крутят отрывки из фильмов. А там Серж щиплет гитарные струны, сопровождая цыганские романсы. Художник в Париже вместе с братом Владимиром много лет зарабатывал на жизнь и краски, выступая по ночам в цыганских кабаре.

Сергей Поляков родился 8 (20) января 1900 года. Он был 13-м ребенком в семье коннозаводчика. Еще подростком начал рисовать и играть на гитаре. После революции семья перебралась в Тифлис, где Сергей аккомпанировал тетке, известной исполнительнице романсов. Выступал он затем с ней в Константинополе, Софии, Белграде, Вене и Берлине. Наконец, в 1923 году Серж Поляков прибыл в Париж и, как потом объяснял, «сразу понял, что дома».

С 1929 года Поляков начал посещать Академию Фрошо на Монмартре, затем «Гранд-Шомьер» на Монпарнасе. В 1939 году он полностью перешел к абстракции. Озарение пришло к нему в 1936 году в Лондоне, в египетском отделе Британского музея. Пытаясь постичь секреты древнеегипетской живописи, он проводил возле саркофагов долгие часы и даже попытался соскрести с крышки саркофага чешуйку левкаса. Эврика! Египтяне,  оказывается, не смешивали краски, но накладывали их тончайшими слоями. Эти-то наложения и придавали неповторимое свечение египетским росписям. Так Поляков открыл для себя технику, выделившую его работы на фоне всех тогдашних разновидностей абстракции. Его работы привели в восторг Василия Кандинского. «Я делаю ставку на Полякова», — объявил в 1938 году корифей абстракционизма. Однако Полякова слишком «ученая» (по его словам) концепция Кандинского не устраивала. «Если это абстрактное искусство, то оно не для меня», — заявил художник, на которого больше повлияли «симультанные» эксперименты Робера Делоне, у которого Поляков брал уроки в 1938 году. После он начал работать в своей манере: контрастами крупных цветовых зон, очерченных мягко-прихотливо, в теплом «византийском» регистре. Эти «композиции» привлекают не энергией мазка, а свечением колорита. Поляков добивался этого, составляя и смешивая пигменты — «зéмли», как делали это иконописцы. Его абстракции родственны иконописи гаммой, но не построением. Икона — окно. А у Полякова фигуры «движутся по кругу» — разбегаются от центра к периферии — в ключе египетской фрески. Их эпицентр нельзя считать в чистом виде геометрическим либо цветовым. Это некий сгусток энергии, квадратура круга, алхимия, музыка сфер.

Критик Шарль Эстьенн в 1946 году написал о картинах Полякова, что «они разноцветны и геометричны, напоминая ковры Бухары и Самарканда». Видимо, и сам художник почувствовал в тот период опасность, таившуюся в излишней декоративности своего стиля. Так пришел «сезон гуашей», которому посвящена выставка в Музее Майоля (до 9 февраля). Они зачастую даже сильнее некоторых его полотен. Работая именно в технике гуаши, Поляков приходит к новому этапу — открывает для себя превращение энергии цвета в материю. Разглядывая работы Полякова, зритель почти физически ощущает их вибрацию: каждый элемент строго вписан в общее целое, возвещая не множественность мира, но его непрерывность и неделимость.

Музей современного искусства города Парижа
Серж Поляков. Мечта форм

Париж
До 23 февраля 2014 года

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
7
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+