Новая жизнь в мемориалах

№45, июль-август 2016
№45
Материал из газеты

Столичные мемориальные экспозиции превращаются в мультимедийные площадки — иначе зрителей не привлечь

Передвижная мультимедийная выставка, посвященная 125-летию со дня рождения Сергея Прокофьева, может быть развернута в любом городе России или за рубежом / Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М.И. Глинки
Передвижная мультимедийная выставка, посвященная 125-летию со дня рождения Сергея Прокофьева, может быть развернута в любом городе России или за рубежом / Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М.И. Глинки

Крупные мемориальные музеи Москвы меняют стратегию — теперь здесь читают лекции, ставят спектакли, устраивают квесты, перформансы и даже проводят компьютерный ликбез. Так, в Музее-мастерской Д.А.Налбандяна (входит в МВО «Манеж») в начале года запустили проект для пенсионеров Обучение планшетной грамоте. Слушателей (самому старшему 82 года) знакомят с современными гаджетами, учат работать и общаться в Интернете. Расчет организаторов прост: после занятий многие остаются посмотреть на коллекцию живописи, графики и скульптуры художника, кто-то приводит внуков, школьников и студентов. Для последних этой весной здесь организовали лекционный курс Всеобщая история искусств, который читают преподаватели Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова. «Благодаря дополнительным образовательным программам посещаемость музея в прошлом году выросла в десять раз по сравнению с 2014 годом», — рассказала TANR генеральный директор Музейно-выставочного объединения «Манеж» Ирина Толпина. В этом году музей-мастерская Налбандяна рассчитывает увеличить число посетителей на 70–80%.

Во Всероссийском музейном объединении музыкальной культуры им. М.И.Глинки TANR рассказали, что привлекают молодую аудиторию, используя современные технологии. «В Музее С.С.Про­кофьева работает мультимедийная выставка Метод Прокофьева, посвященная 125-летию со дня рождения композитора. Она передвижная, поэтому мы покажем ее во многих городах России и за рубежом. Еще одна мультимедийная выставка, История Прокофьева, доступна на сайте музейного объединения. Ее можно бесплатно скачать и буквально за пару часов развернуть в любом фойе клуба, школы, театра в любой точке страны», — рассказала представитель музейного объединения Валентина Иванова. А 23 сентября в музее будет показан мультимедийный проект московских композиторов Алексея Наджарова и Владимира Горлинского Прокофьев бы не возражал (видео, электроника, акустика).

В музее «П.И.Чайковский и Москва» в рамках Ночи в музее показали видеоперформанс Дэвид Боуи и «Петя и волк»: легенда рока на большом экране читал знаменитую сказку Сергея Прокофьева. В Мемориальной усадьбе Ф.И.Шаляпина недавно открылся мультимедийный раздел, посвященный образу Дон Кихота в творчестве певца. «Там можно увидеть костюмы, сценические эскизы, художественные портреты и скульптурные изображения Федора Шаляпина в роли Дон Кихота. На экранах транслируются фрагменты одной из первых экранизаций романа — фильма Георга Вильгельма Пабста 1933 года Дон Кихот с участием Шаляпина», — говорит Валентина Иванова. В следующем году в одном из столичных музеев откроется большая выставка живописи, хранящейся в музее-квартире дирижера Николая Голованова (также входит в Музейное объединение музыкальной культуры им. М.И.Глинки).

В Мемориальной квартире Cвятослава Рихтера в этом году чествуют двух юбиляров — Сергея Прокофьева и Дмитрия Шостаковича. «Сейчас мы готовим выставку, посвященную 110-летию со дня рождения Шостаковича, которая должна открыться в октябре. Она носит документальный характер, давая возможность показать довольно редкие вещи, в том числе фотографии, автографы, письма композитора. Возможно, покажем первые иллюстрации к Леди Макбет Бориса Кустодиева 1922 года, вдохновившие Шостаковича на создание оперы», — рассказывает заведующая отделом музыкальной культуры Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина Юлия Де-Клерк. Кроме того, на выставке покажут знаменитую партитуру Восьмой симфонии Шостаковича, которая хранится в библиотеке Рихтера. Осенью в музее пройдет концерт, посвященный музыкальному авангарду 1920-х годов: молодые музыканты исполнят редкие сочинения современников Шостаковича. «Мы сейчас активно работаем с молодежью и стараемся максимально расширить круг тем. Эпоха закрытых концертов для своих или исключительно для избранных закончилась. В этом году у нас открылась литературно-музыкальная гостиная, мы стали проводить театральные вечера. В конце мая на площадке музея состоялась премьера спектакля Шостакович и Прокофьев. Диалоги с Шекспиром по мотивам пьес английского драматурга с музыкальным сопровождением двух композиторов. В следующем году известный пианист Рувим Островский прочтет у нас цикл лекций, посвященных легендам исполнительского искусства. Важно, что в проекте будет задействована коллекция пластинок Рихтера», — отмечает Юлия Де-Клерк.

В культурном центре «Дом-музей Марины Цветаевой» 27 марта, в Международный день театра, открылась выставка Театр Марины Цветаевой, которая продлится до конца года. Кураторы превратили мемориальную кухню в декорации «театра одного поэта», созданного Цветаевой в стихах и в жизни. В рамках Года российского кино здесь откроется кинолекторий Марина Цветаева — кинозритель. Можно будет посмотреть 15 кинолент, которые поэт упоминает в своих дневниках и письмах: Веселые ребята; Цирк; Путевка в жизнь; Юность поэта; На западном фронте без перемен; Большой вальс и другие. Перед каждым показом старший научный сотрудник музея Елена Коркина прочтет лекцию о влиянии того или иного фильма на поэзию Цветаевой.

В этом году в музее стартовал еще один проект — I Международный московский фестиваль органной импровизации, который станет ежегодным. Концерты здесь уже дали швейцарцы Поль-Артюр Эльфер и Венсан Тевназ, француз Мишель Робер и россиянин Филипп Чельцов.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+