18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Художественные разводы

№43
Материал из газеты

Разрыв отношений между галереей White Cube и Марком Куинном заставил задуматься о том, как делят имущество и расходы галереи и их художники

Галерея White Cube, сделавшая себе имя на продвижении творчества «Молодых британских художников», предприняла необычный шаг. Она подтвердила информацию о том, что рассталась с Марком Куинном — первым художником, начавшим сотрудничать с основателем галереи Джеем Джоплингом около 30 лет тому назад. Представительница White Cube рассказала The Art Newspaper, что в феврале галерея «прекратила отношения» с художником, и опровергла слухи о том, что инициатором этого шага был сам Куинн. Причины разрыва неизвестны. Представительница галереи отказалась от дальнейших комментариев, а художник не ответил на наши электронные письма.

Каковы же последствия прекращения продолжительных отношений? Кому достаются непроданные работы? А что если галерея инвестировала средства в создание произведений, которые по-прежнему находятся у нее? Мы решили поискать ответы на эти вопросы и обратились примерно к 40 галеристам, дилерам, художникам и другим связанным с искусством специалистам. Нам ответили десять человек, двое из которых дали разрешение на упоминание в статье их имен.

«Никто не хочет, чтобы его разногласия с кем-либо становились известными широкой общественности, — говорит представитель старшего поколения художественного сообщества, ставший свидетелем множества расставаний художников и галерей. — Разрыв давно установившихся отношений чем-то напоминает расторжение брака. С ним связано множество эмоций, нужно как-то делить имущество. Как правило, никаких письменных контрактов между сторонами нет, так что возникающие проблемы довольно типичны. Что находится в распоряжении галереи? Какие имеются незавершенные продажи и насколько галерея способна закрыть эти сделки? Какие производственные расходы она оплачивала? Что кому принадлежит? Что делать, если галерея вложила деньги в музейную выставку, запланированную через два года?»

Подарок или аванс?

По мнению другого опытного специалиста, ключевым вопросом становятся производственные расходы. «Художники относятся к ним как к подарку, галереи рассматривают их как аванс. Каким образом галерея сможет получить вложенные средства обратно в случае разрыва?»

Плохо, если стороны не заключали письменного соглашения. По информации многочисленных источников, Марк Куинн и другие успешные художники, в том числе Аниш Капур и Энтони Гормли, по большей части самостоятельно финансируют создание своих произведений, так что в случае, если они покинут представляющие их галереи, произведения уйдут вместе с ними — если они сами не согласятся оставить работы. Любое письменное соглашение между крупными художниками и их галереями, скорее всего, будет составлено в пользу первых.

Молодые художники редко заключают с галереями контракты. «Вероятность этого особенно мала, если речь идет об объединении сил начинающего автора с начинающей галереей, как это было когда-то в случае Джоплинга и Куинна, — говорит авторитетный берлинский источник. — Это можно сравнить со студенческой свадьбой, перед которой мало кто подписывает брачный контракт. Но когда женятся люди за 40, с успешными карьерами и накопленным имуществом, они с куда большей вероятностью обезопасят себя контрактом».

В целом продажи произведений современного искусства часто регламентируются одноразовыми соглашениями, когда работы берутся дилерами на комиссию (консигнационный договор). Это, по словам нью-йоркского дилера Эдварда Винкельмана, «стандартный инструмент, который следует использовать всем дилерам при работе со своими художниками». «Это прекрасное средство для разрешения подобных споров. В соглашении должно быть четко прописано, на протяжении какого времени каждая работа находится на реализации в галерее и когда договор должен быть продлен или расторгнут», — говорит дилер.

Кусама хотела, чтобы ей вернули ее работу

«В случае с уже начавшимся процессом продажи ситуация может оказаться более сложной, — добавляет Эдвард Винкельман, — в особенности, если продажа не завершится до момента истечения комиссии. Однако если отношения между художником и дилером не напряженные и есть основания полагать, что сделка пройдет в течение разумного периода времени, продление консигнации на конкретное произведение, как правило, оформляется легко и обычно с выгодой для художника, хотя и необязательно выгодно для его следующего дилера». Но даже при наличии консигнационного соглашения могут возникнуть проблемы.

Когда в 2012 году Яёи Кусама покинула галерею Ларри Гагосяна, она попросила вернуть ее работу в течение месяца. Если верить источнику, близкому к художнице, процесс возврата занял почти год, потому что галерея пыталась продать все произведения Кусамы из своих запасников, чтобы возместить собственные расходы. «Наша договоренность с Ota Fine Arts (токийской галереей Кусамы. — TANR) предполагала, что мы вернем художнице все оставшиеся произведения к моменту истечения последнего консигнационного соглашения. Расставания никогда не проходят легко, тем не менее мы, как всегда, желаем Яёи Кусаме и ее команде всего самого лучшего», — говорится в заявлении Gagosian Gallery

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
7
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+