На биеннале со своей ВДНХ

№43, май 2016
№43
Материал из газеты

Выставка достижений народного хозяйства в павильоне, «бумажная архитектура» и матрешка внутри пирамиды в основной программе Архитектурной биеннале в Венеции

Фонтан Дружба народов на ВСХВ, 1956. Фото: Николай Акимов/ТАСС
Фонтан Дружба народов на ВСХВ, 1956.
Фото: Николай Акимов/ТАСС

В Венеции 28 мая открывается 15-я Международная архитектурная биеннале, которая пройдет под девизом куратора Алехандро Аравены Reporting from the Front, что можно перевести как Вести с передовой.

Справка

Алехандро Аравена
Лауреат Архитектурной премии Прицкера 2016 года, куратор Венецианской архитектурной биеннале

При подготовке биеннале мы с коллегами занимаемся темами, о которых не знаем ничего. И наше невежество позволяет нам задавать вопросы, которые эксперт никогда бы себе не задал, а счел чем-то самим собой разумеющимся. Мы не пытаемся стать экспертами в кураторстве, мы в первую очередь архитекторы, и больше всего нас интересует следующее: зачем в принципе нужно отправляться в Венецию, тратить деньги на билет, да еще и платить за вход? Мы хотим, чтобы в нашей биеннале был реальный ответ на этот вопрос. Чтобы архитекторы на биеннале узнали что-то, что поможет им в дальнейшей работе, чтобы они получили те решения, которые смогут использовать в собственной практике, когда вернутся домой. В конце концов, мы хотим сделать биеннале, которое изменит качество архитектурной практики во всем мире. То название, которое мы придумали — Вести с передовой, — про вмешательство различных сил и конфликты. В письме каждому архитектору мы просили придумать, за что сегодня сражается архитектура, какое у нее важнейшее поле боя, какая проблема в архитектуре так важна, что будет интересна простому горожанину — политику, полицейскому, учителю, домохозяйке. Загрязнение городов, миграция и безопасность — об этом будет интересно поговорить каждому человеку: это касается его повседневной жизни. А дальше уже архитектор должен был представить проект в ответ на проблему, объясняя, как он пришел к решению. Честно рассказать о том, что за ошибки и провалы его ожидали на пути, как именно в голову пришла удачная идея.

Еще…

Как отмечает президент биеннале Паоло Баратта, если предыдущие выставки демонстрировали значительный разрыв между архитектурой и обществом, то сейчас все будет по-другому. «Мы не должны превращаться в место только для профессионалов, нам надо взаимодействовать с общественностью, привлекать ее к обсуждениям, в результате которых возникают наши частные и общественные пространства. Поэтому на биеннале в этом году будет много встреч с архитекторами, чтобы не только видеть результаты их работы, но и услышать ее обоснование», — говорит он.

В этом ключе назначение на пост куратора основного проекта чилийского архитектора Алехандро Аравены выглядит абсолютно логичным. Вскоре после того, как он приступил к работе над выставкой, стало известно о присуждении ему Прицкеровской премии, главной в архитектурном мире, с формулировкой «за возрождение социально ориентированной архитектуры», а основанное Аравеной бюро Elemental известно не эффектными постройками, а прежде всего проектами недорогого жилья и принципом «половина хорошего дома», когда будущие владельцы получают коробку с основными коммуникациями, а остальное делают по своему усмотрению. Что, в частности, уже помогло восстановить после землетрясения 2010 года чилийский город Консепсьон.

«Мы считаем, что развитие архитектуры является не самоцелью, а способом улучшить качество жизни людей. Наш проект будет об обмене опытом с аудиторией тех, кто в своей работе постоянно открывает новые горизонты, сталкиваясь с такими глобальными проблемами, как сегрегация, стихийные бедствия, миграция, нехватка жилья, преступность и загрязнение окружающей среды. Решать эти вопросы непросто, но это битвы, которые должны быть выиграны», — написал в своем кураторском манифесте Аравена.

В основном проекте в Центральном павильоне в Джардини и Арсенале свои работы представят 88 архитекторов из 37 стран, причем трети из них еще нет и 40 лет. Среди участников — хорошо известные в России Норман Фостер, Петер Цумтор, Дэвид Чипперфилд и Ренцо Пьяно, а также двое наших соотечественников — мэтр «бумажной архитектуры» Александр Бродский, а также его младший коллега Борис Бернаскони с футуристическим проектом MATREX. С 1980 года, когда начала проводиться отдельная от художественной архитектурная выставка, число стран-участниц все возрастает. В этом году свои национальные проекты покажут 64 страны. Пять из них, в том числе Казахстан и Нигерия, представят выставки впервые.

В павильоне России, комиссаром которого до 2021 года назначен ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина Семен Михайловский, покажут проект V.D.N.H. Urban Phenomenon. Над ним в качестве кураторов работали главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и генеральный директор ВДНХ Екатерина Проничева. И у Михайловского, и особенно у Кузнецова — обширный опыт участия в Архитектурной биеннале, а ВДНХ минувшей осенью приняла основной проект Шестой Московской биеннале современного искусства. Подробности проекта не раскрываются, известно только, что с помощью мультимедийной составляющей, неких артефактов, в том числе гигантского горельефа конца 1950-х годов  Евгения Вучетича из Центрального павильона, а также аналитических студенческих работ посетителям представят рассказ о прошлом, настоящем и будущем ВДНХ. При этом зрители будут передвигаться по уровням павильона согласно сценографии «от тьмы к свету». Те, кто не доедет до Венеции, смогут увидеть этот проект в Москве, правда не раньше 2017 года.

До сегодняшнего дня участие России в Архитектурной биеннале отмечалось жюри дважды: в 2000 году фотографии Ильи Уткина удостоились специального приза, а в 2012-м проект, посвященный «Сколково» и советским наукоградам, заслужил специальное упоминание жюри. Получит ли российский проект «Золотого льва» как лучшая национальная экспозиция, станет известно 28 мая, в день официального открытия биеннале. Тогда же объявят победителя среди участников основного проекта и наиболее перспективного молодого архитектора. Кстати, в 2008 году им стал Аравена.

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+