18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Протестная культура полтора века назад: в какие миры бежали немецкие романтики, показывают в Вене

№40
Материал из газеты

В венской Альбертине открылась выставка, объединившая две ветви немецкого искусства

Романтизм, зародившийся как интернациональное явление на рубеже XVIII–XIX веков, был сложным и многоликим явлением, обретавшим в каждой стране, будь то Франция, Англия или Россия, свои национальные черты. Свой романтизм был и в Германии, переживавшей тогда не лучшие времена. Раздробленность на сотни мелких государств с феодальным правлением, наполеоновские войны, значительно сократившие территорию даже самого крупного образования на немецких землях — Пруссии… Но и после освобождения от французов и Венского конгресса (1814–1815) проблема объединения германских земель не была решена вплоть до 1871 года. Надежды местной культурной элиты на построение процветающего национального государства так и остались надеждами, зато дали мощный импульс расцвету «протестной культуры», подарившей миру великую немецкую философию, музыку и литературу.

Искусству в этом ряду традиционно отводят куда более скромное место. Выставка же Миры романтизма, открывшаяся в венской Альбертине, пытается выправить этот дисбаланс или по крайней мере дать более объективную картину романтизма в немецком искусстве.

В экспозицию включено 170 произведений живописи, подготовительных набросков и рисунков, графики художников, работавших в период, который принято считать эпохой Гегеля, Гете и Бетховена. При этом кураторы выставки — Кристоф Мецгер из Альбертины и Корнелия Рейтер из венской Художественной академии — четко обозначили два пути в немецком романтизме. С одной стороны, мистически-религиозный, видевший миссию художника в символическом отображении всеобъемлющего присутствия Бога в окружающем мире. Этот путь представляли Филипп Отто Рунге, Каспар Давид Фридрих, Йохан Кристиан Даль и Карл Густав Карус. С другой стороны, на католическом юге, преимущественно австрийские художники, оглядывались в поисках идеала на Рафаэля и Дюрера, и на средневековое немецкое искусство до Реформации. Обращенное в прошлое, это движение зародилось в 1808–1809 годах в венской Академии, когда несколько ее студентов во главе с Фридрихом Овербеком и Генрихом Пфорром покинули это заведение, насаждавшее космополитичный классицизм, и основали Союз святого Луки. Через год Овербек уехал в Рим, где к нему присоединились Петер Корнелиус, Юлиус Шнорр фон Карольсфельд и Вильгельм фон Шадов. Поселившись в старом монастыре, они организовали свою жизнь наподобие средневековых религиозных братств и рассматривали собственное творчество как служение Богу, подражая в нем раннему Рафаэлю и художникам Кватроченто. Позже, вернувшись на родину, назарейцы (так стали называть этих художников) оказали большое влияние на развитие немецкого искусства вплоть до конца
ХIХ века.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
04.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+