18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Коллекционеры научились отличать прекрасное от уродливого

Падение рынка или возвращение рассудительности: ноябрьские аукционы импрессионизма, модернизма и современного искусства в Нью-Йорке показали, что коллекционеры начинают действовать более сдержанно.

Серьезность наконец-то воцарилась на арт-рынке в Нью-Йорке в ноябре во время беспрецедентной серии из семи вечерних аукционов современного искусства, искусства модернизма и импрессионизма. Коллекционеры явно начинают лучше различать великое, среднее и попросту уродливое, и к ним возвращается рассудительность. В систему продолжают вливаться огромные деньги, о чем говорит ряд рекордов и более $2,3 млрд, собранных в ходе этой серии торгов. Однако заметное количество непроданных лотов и тех, что ушли ниже эстимейта, дает основание предположить, что после долгих лет головокружительного роста рынок спускается с заоблачных вершин.

«Люди словно очнулись после 20-летнего запоя, — говорит партнер галереи Richard Gray Эндрю Фэбрикент. — Оживление на рынке началось в 1995 году, и — за вычетом 2008 года — этот аукционный сезон стал первым, когда все поняли, что действовать надо с определенной степенью рациональности. Цены достигли такой безумной высоты, что просто невозможно было не очнуться».

Годами аукционы кичились тем, что искусство стабильнее фондовой биржи, валютных рынков и банков, но теперь запели по-новому. Председатель и международный глава отдела послевоенного и современного искусства Christie’s Бретт Горви связал невысокие результаты его торгов «Муза художника», состоявшихся 9 ноября, с «неустойчивостью положения на рынке ценных бумаг». В то же время на ноябрьском совещании, посвященном прибылям компании, главный исполнительный директор Sotheby’s Тед Смит сообщил аналитикам, что покупатели стали более «чувствительными к макроэкономическим колебаниям».

Возможно, ослабление активности в большей мере связано с уменьшением числа новых покупателей и с тем фактом, что у тех, кто остается, развивается более зрелый вкус и оттачивается взгляд на искусство. Коллекционеры все лучше понимают, что само количество выставляемых на продажу произведений дает им возможность разборчивее подходить к предложению. На последних торгах покупатели охотились за важными, редкими и статусными работами в хорошем состоянии, но при этом не позволяли разыграться алчности аукционных домов, игнорируя средней руки произведения, предлагавшиеся по завышенной цене.

«Все сходятся во мнении, что рынок перенасыщен. Теперь покупатели демонстрируют, что они не хотят, чтобы их водили за нос», — говорит Томас Сейду, бывший международный глава отдела современного искусства и искусства модернизма Christie’s, в 2012 году ставший сооснователем частного дилерского агентства Connery, Pissarro, Seydoux.

«Сегодня рынок переполнен, он стал избыточным. Люди чуть отступают назад, чтобы дать ему передышку. Это не свидетельствует о рецессии и не служит признаком слабости. На самом деле это очень здоровая ситуация, — считает Сейду. — В этом сезоне рынок мягко преподал нам урок». Некоторые топ-лоты, добавляет он, легко могли вообще не уйти с молотка, поскольку конкуренция за них была очень слабой.

Показательные лоты: успехи и провалы

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
4
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
5
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
6
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+