18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Париж с Алексеем Тархановым: Artcurial взял билет на поезд

В парижском аукционном доме Artcurial прошла пресс-конференция, посвященная сразу двум событиям.

Первое — аукционисты завели собственный выставочный и культурный отдел Agence Artcurial Culture, который должен заниматься не столько предпродажными выставками, сколько культурной и художественной деятельностью. По сути, речь идет о художественном фонде.

«Я держу молоток аукциониста 20 лет, но у меня есть и другая профессия, — сказал на пресс-конференции Франсис Бриест, возглавивший Agence Artcurial Culture. — Это работа с художниками. Мы уже делали музейные проекты вроде художественного пространства в парижском аэропорту, а теперь объявляем о сотрудничестве с отделом наследия компании Orient Express».

И это как раз второе событие. Новый фонд начинает свою деятельность с подготовки выставки о знаменитом Orient Express, Восточном экспрессе, поезде, связавшем в начале прошлого века Европу с Азией и Африкой. Партнером Agence Artcurial Culture становится компания Orient Express, независимое подразделение французских железных дорог, и входящие в его штат дизайнеры и историки.

Дело в том, что железнодорожники Франции решили возродить восточный маршрут, который связал Лондон и Стамбул, и вновь пустить через Балканы легендарный поезд. А пока что компания занялась сбором художественной документации о Восточном экспрессе, который они хотят показать не просто роскошным отелем на колесах, а настоящим явлением культуры.

Два года назад они уже устраивали большую экспозицию в парижском Институте арабского мира. Там о знаменитом поезде говорили как о художественном мифе, о сказке, связывающей некоторые царства и некоторые государства, и недаром в качестве названия выставки был выбран сказочный зачин «Il était une fois l’Orient Express» — «Жил-был Восточный экспресс». На этой выставке становилось ясно, что путь самого известного экспресса Европы проходил не только через Вену, Белград, Софию, но и через всю историю западного искусства, живописи, литературы и кинематографии. «Путешествие на Восток» стало для многих европейцев обязательным шагом в образовании, в том числе эстетическом, потому что было обставлено со всей возможной восточной и западной роскошью. Когда-то Луи Вуиттон сделал для путешественника Пьера Саворньяна де Бразза чемодан со складной кроватью. Пассажирам и тем более пассажиркам Восточного экспресса раскладушка была не нужна, можно было на крахмальных простынях мчаться по дикой равнине. Отчасти об этом говорила на выставке в Институте арабского мира картина Поля Дельво с обнаженной женщиной, нежащейся в кровати посреди перрона, — его «Железный век».

«В 1920-е годы было много прекрасных поездов, но такого, как этот, не было, — сказал генеральный директор Orient Express Патрик Ропер. — Он давно исчез, а люди все равно о нем мечтают». С 2016 до 2020 год он хочет организовать передвижную выставку, которая двинется по маршруту экспресса, побывав в Будапеште, Вене, Венеции, Лондоне и Стамбуле. Словом повсюду, куда сегодня дотягиваются рельсы европейских железных дорог.

Художественный и научный консультант Agence Artcurial Culture Серж Лемуан, историк и хранитель, возглавлявший в 2001–2008 годах парижский Музей Орсе, напомнил о том, что поезд был настоящим художественным музеем — с авторской графикой на стенах, с интерьерами Рене Лалика, Альберта Дюнна и Рене Пру — и что эти вещи обладают огромной ценностью. Аукционисты это знают, кстати, не хуже музейщиков: предметы обстановки Восточного экспресса не раз выходили на торги, продавались они и в Artcurial.

Но главная ценность экспресса — и об этом тоже сказал Патрик Ропер — в истории, воспоминаниях, людях. Для Пьера Лоти, матроса и академика, писателя, помешанного на Турции, поезд стал кабинетом и библиотекой на колесах. Он проклял его напоследок за то, что рельсы открыли профанам дорогу на Восток. Махараджа Кох Бехара зимой 1907 года занял со своими женами и наложницами целый вагон. Одалиски мерзли, и он собрал все имевшиеся в поезде шубы, на прощание вознаградив соседей и обслугу полными пригоршнями бриллиантов. Грэм Грин упомянул поезд в двух своих вещах — в «Стамбульском экспрессе» и «Путешествии с тетушкой». Но чаще всего мы вспоминаем Агату Кристи, нашедшую в Восточном экспрессе свой новый роман. И фильм Сидни Люмета, где пространства двух вагонов хватило для двух часов драмы. И Джеймса Бонда, бежавшего в поезде из Стамбула с разведчицей Татьяной, своей любовью из России. На Восточном экспрессе путешествовала «королева шпионажа» Мата Хари — и настоящие короли, однажды заполонившие поезд по пути на похороны королевы Виктории. И даже им управлявшие: известна история Фердинанда, царя Болгарии, который так любил стоять у рычагов паровоза, что однажды чуть не пустил экспресс под откос. Дважды в Восточном экспрессе определяли судьбу западного мира и особенно Франции: именно в вагоне этого поезда она подписала победу в 1918-м и поражение в 1940-м.

Как заметил Франсис Бриест, люди в Европе путешествуют в основном ради культурных впечатлений. Так что цель — наполнить культурой даже сам процесс путешествия — вполне достижима. Весьма вероятно, что лет через пять на европейских железных дорогах вместо странствующего отеля появится художественно-исторический музей на колесах.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
08.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+