18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Все сходят с ума по Пикассо. От поп-артистов до Кунса и Кустурицы

№37
Материал из газеты

На выставке в Гран-пале собираются это доказать работами 80 художников

«Каждое новое его произведение рождает по одному европейскому или американскому художнику» — это меткое наблюдение искусствоведа Валерия Турчина о Пабло Пикассо вполне могло бы послужить эпиграфом к выставке Picasso.mania в парижском Гран-пале — монументальной саге о том, как в искусстве второй половины XX — начала XXI века складывался культ Пикассо. В ней 80 действующих лиц — художников разных направлений и культур (где еще могут встретиться Джефф Кунс и Эмир Кустурица?) и более 400 произведений. Из них 100 — самого Пикассо, от Авиньонских девиц и кубистических натюрмортов через сюрреализм 1930-х годов к поздним Мушкетерам, показанным в Авиньоне в 1970 и 1973 годах.

В отдельную главу помещена Герника — политическая икона, написанная в ­1937-м по заказу республиканского правительства Испании для национального павильона на Всемирной выставке в Париже. Она, кстати, наглядный пример «пикассомании», шагнувшей за пределы искусства. Слава картины давно затмила само историческое событие. Об испанской Гернике, которую разбомбил Франко, сегодня вспоминают разве что историки. Для остальных это монументальный шедевр Пикассо и антивоенный символ. Гернику цитировали американские художники-активисты, противники войны во Вьетнаме (Леон Голуб, Рудольф Бараник), ее репродукции не раз можно было видеть на манифестациях и в США, и на Ближнем Востоке.

Но главным производителем любых маний в искусстве был поп-арт. Из Пикассо он сделал такой же товар общества потребления, как Coca-Cola или фото Элизабет Тейлор. Чаще других его цитировал Рой Лихтенштейн, на манер поп-арта переписывая его купальщиц, Дору Маар и быков. Энди Уорхол превращал картины Пикассо в размноженные полароидные снимки, Эрро — в комиксы. Отдельного зала на выставке удостоился британский поп-артист Дэвид Хокни, подхвативший «пикассоманию» в 1960-е, еще будучи студентом лондонского Королевского колледжа искусств. Переехав в Париж, как когда-то это сделал и его кумир, Хокни создал серию гравюр, посвященных Пикассо. В 1980-х кубизм стал главной темой его работ, и, даже экспериментируя с разными техниками и составляя коллажи из полароидных снимков, Хокни не перестал апеллировать к работам испанца.

Особые отношения с творчеством Пикассо сложились и у Джаспера Джонса: Тень (1954) Пикассо отчетливо проступает в его Сезонах (1985), позже переименованных в Лето.

Скульпторов «пикассомания» также не обошла стороной: они считают мэтра «своим» не меньше, чем живописцы. «Вопреки всем ожиданиям, Пикассо, пожалуй, был даже более изобретательным в скульптуре, чем в живописи, — говорит Ричард Серра, — потому что здесь ему не надо было конкурировать с прошлым, тогда как в живописи он все время старался утереть нос истории». А для Луиз Невельсон кубизм был даже ни больше ни меньше как структурой мироздания. «Долго вы еще собираетесь писать?» — спросил как-то журналист у 80-летнего Пабло Пикассо. — «Да, потому что для меня это мания». Как оказалось, весьма заразительная.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+