Экспозицию в Британском музее, объединившую более 150 работ 100 разных художников, открывает главный enfant terrible северной психодрамы Эдвард Мунк. Одна из двух его ксилографий, характерно меланхоличный «Старый рыбак» (1897), представляет собой портрет человека, по которому видно: тяжелый труд оставил отпечатки и шрамы не только на его лице, но и на душе.
Подготовленная куратором Дженнифер Рамкалавон, которая отвечает в музее за западную модернистскую и современную графику, выставка «Нордический нуар» в целом выстроена в хронологическом порядке и быстро уходит от Мунка, акцентируя внимание на том, как графика отражала политические перемены в Скандинавских странах, происходившие уже после смерти норвежского художника в 1944 году. При подготовке экспозиции Рамкалавон интересовало, «какое искусство создается там, где художники получают солидные гранты, где для них открыты возможности, недоступные для художников из Великобритании», и влияют ли эти условия на творчество.
Ближе к нашему времени выставка исследует экокритические эксперименты с минеральными пигментами (2019) современного финско-японского художника Юитиро Сато, рисунки углем Анны Циммерман, изображающие исторические костюмы (2023), и акварели Марии Нордин. В «Акте утешения» (2022) Нордин мы видим художницу со спины с огромной кучей одежды в руках — намек на недооцененный труд женщин в Швеции — стране, имеющей репутацию одного из мировых лидеров в области гендерного равенства. В экспозиции также представлены поздние абстрактные работы Пера Киркеби, в том числе монотипия без названия, выполненная зелеными, желтыми и черными чернилами (2016), которую горячо любимый датчанами художник создал после того, как в 2015 году получил серьезную черепно-мозговую травму и полностью оставил живопись.
Но особенно интересно увидеть работы менее известных авторов из этого региона. Например, творчество норвежского леворадикального коллектива GRAS, основанного Виллибальдом Сторном в 1969 году. Обосновавшись в скромной мастерской в Осло, его участники в своих работах критиковали внешнюю политику США, в том числе войну во Вьетнаме, и в то же время иронично заимствовали иконографию американского поп-арта. «В свои 80 с лишним лет Сторн по-прежнему политически активен», — рассказывает Рамкалавон. Его можно увидеть «сидящим в одиночном пикете в знак протеста против культуры потребления или чтобы привлечь внимание к опасностям, связанным с глобальным потеплением, в метро или перед Grand Hotel в Осло, нередко полуголым и в маске волка».
Многие произведения просто никогда не экспонировались за пределами Северной Европы — от датской печатной графики, отражающей тревожность и параноидальность периода холодной войны, до финского конкретного искусства, во главе которого стоял бунтарь Ларс-Гуннар Нордстрём (в 1950-е годы этот стиль графики с его резкими контурами не пользовался популярностью ни у публики, ни среди критиков).
Однако дело не ограничивается политикой. Посетители, ищущие фьорды, ночные пейзажи и отсылки к скандинавским мифам, найдут их в произведениях Рины Шарлотт Линдгрен и Сверре Маллинга. В работе «Лассо» (около 1928–1934) Джон Савио, первый художник из народа саами, получивший формальное художественное образование, изображает пастуха, который собирает оленей в метель. А в работе Хенрика Финне «Рыбаки» (1942) трое крепких мужчин в желтых комбинезонах едва удерживают равновесие, стоя в хлипкой лодке. Пожалуй, самая известная из современных скандинавских художников — шведка Мамма Андерссон — представлена яркой гравюрой на рисовой бумаге «Олень» (2016) — благородный олень в профиль на землисто-зеленом фоне.
Выставка «Нордический нуар» — часть проекта по исследованию, реставрации и приобретению новых экспонатов, получившего существенную финансовую поддержку от благотворительной организации AKO Foundation (ее основатель — Николай Танген, исполнительный директор Фонда национального благосостояния Норвегии). Благодаря этому гранту коллекция музея пополнилась почти 400 работами, созданными художниками из Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции. Это было сделано в рамках кампании директора музея Николаса Каллинана по привлечению средств, направленной на обеспечение финансовой устойчивости музея и финансирование его чрезвычайно амбициозного генерального плана.
Британский музей
«Нордический нуар. Произведения на бумаге от Эдварда Мунка до Маммы Андерссон»
До 22 марта