Государственный музей истории Санкт-Петербурга выпустил альбом-каталог «Несбывшийся Ленинград. Архитектурные проекты из собрания музея». Издание подготовлено по материалам одноименной выставки, проходившей в Невской куртине Петропавловской крепости в декабре 2024 года — марте 2025 года. Это вторая часть выставочно-издательского проекта: в 2019 году там же, в Невской куртине, была развернута выставка «Несостоявшийся Петербург», к которой тоже издали альбом с чертежами и рисунками нереализованных проектов начала XX века.
В новом альбоме опубликованы проектная графика и фотографии невоплощенных проектов 1919-го — начала 1990-х годов из фондов музея. Впрочем, некоторые из них были экспериментальными работами и вообще не предназначались к реализации. Другие остались на бумаге из-за недостатка финансирования. Часть проектов не осуществилась из-за начавшейся войны, впоследствии к ним не вернулись: необходимо было восстанавливать разрушенный город.
До середины 1920-х годов в архитектуре Петрограда-Ленинграда преобладало революционно-романтическое направление. Это был поиск архитектурного языка, созвучного новой, пролетарской эпохе.
Как говорил Ной Троцкий, один из самых известных ленинградских архитекторов эпохи конструктивизма, «искусство, особенно такое монументальное, как архитектура, должно отражать дух и идеи своей эпохи».
В книге опубликованы проекты Дворца рабочих Нарвско-Петергофского (Кировского) района, а также здания крематория, который власти планировали построить на территории Александро-Невской лавры, — это работы Ивана Фомина на конкурс 1919 года. Оба проекта выполнены в традициях античной классики с использованием колоннад упрощенного дорического ордера, получившего название «красная дорика», или «пролетарская классика».
В альбоме можно увидеть также неосуществленные проекты рабочих клубов и зрелищного комбината, выполненные Николаем Митуричем и Василием Макашовым, — со свободными асимметричными композициями из прямоугольников и криволинейных объемов. И конкурсный проект гостиницы «Интурист» Евгения Левинсона и Ивана Фомина с характерными для конструктивизма горизонтальными полосами ленточного остекления.
Альбом-каталог позволяет детально ознакомиться и с двумя самыми грандиозными архитектурными проектами, так и не осуществленными в Ленинграде.
Еще до войны общегородской административный центр предполагалось перенести от Невы на юг, к Дому Советов на Московском проспекте. Проект не был реализован.
Гораздо позднее, по Генеральному плану развития города 1966 года, намечалось строительство «морского фасада». На протяжении всей береговой линии — от южного берега Финского залива в районе Петергофа до северного в районе Лисьего Носа — должен был появиться единый ансамбль с небоскребом «Петр Великий» в устье реки Смоленки.
Но время ленинградских небоскребов тогда еще не пришло. Как не пришло время в 1920–1930-е годы строить в этом городе гигантские монументы — так и не были возведены ни 400-метровый татлинский «Памятник III Интернационалу» на Троицкой площади, ни мемориал в честь Ленина — на том же месте и такой же высоты, ни более чем 100-метровый памятник-маяк, посвященный Ильичу, в Ленинградском торговом порту.