В Государственном Русском музее проводится обучающий курс «Превентивная консервация и реставрация музейных предметов» для молодых специалистов в сфере реставрации. Основой образовательного процесса стало участие студентов в работе над двумя картинами художника Григория Угрюмова (1764–1823) — «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» и «Взятие Казани Иваном Грозным 2 октября 1552 года». Оба большеформатных полотна были написаны по личному указанию императора Павла I в конце XVIII века.
Реставрация произведений Угрюмова стала частью большой образовательной программы, ориентированной на развитие реставрационного дела в России. Совместно с проектом ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» для молодых специалистов профильных специальностей разработан глубокий курс мастер-классов на базе службы реставрации ГРМ в сотрудничестве со службой консультационно-методического взаимодействия с музеями Российской Федерации.
По мнению авторов проекта, реставрация исторических полотен поможет обучить молодежь необходимым навыкам и техникам, передать уникальные знания и традиции ленинградской школы реставрации. Реставрационные работы проходят в зале № 86 Корпуса Бенуа, где год назад специалисты занимались полотном Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Наблюдать за тем, как восстанавливают картины Угрюмова, сможет любой посетитель музея.
Григорий Угрюмов — один из самых видных представителей академической школы русской живописи, творивших на рубеже XVIII–XIX веков. Он окончил Императорскую академию художеств с Большой золотой медалью, что дало ему право на четырехлетнее пребывание в Италии. По возвращении из Рима он занял должность преподавателя исторической живописи в Академии художеств. Выполнял заказы Екатерины II, Павла I и Александра I, работал над оформлением крупных построек в Петербурге и других больших городах. Современники особо отмечали два его монументальных полотна (размером более чем 5 на 4 м) — «Взятие Казани Иваном Грозным 2 октября 1552 года и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года». Оба первоначально находились в Михайловском (Инженерном) замке, для которого и были написаны.
После убийства императора Павла картины Угрюмова сначала отправили в Академию художеств, затем в Эрмитаж. С 1897 года, с момента формирования коллекции будущего Русского музея, они вошли в его собрание и многие десятилетия экспонировались в залах Михайловского замка. Так сложилось, что эти работы ни разу не проходили комплексной реставрации, и в начале XXI века их состояние требовало серьезной помощи специалистов.
Нынешняя реставрация — первая в истории бытования полотен. Предварительно реставраторы ГРМ провели комплексное обследование, а осенью этого года приступили к непосредственной работе с поверхностью картин. Первый и самый важный этап — удаление наслоений поздних реставрационных лаков, которые мешают точно понять, каково состояние красочного слоя.
На этом этапе в зале № 86 начались и занятия со студентами. По мнению организаторов курса, они помогут не только сохранить лучшие традиции ленинградской школы реставрации, но и сделать профессию реставратора популярной у молодежи. «Наша главная задача — заинтересовать молодых людей, вызвать у них желание стать профессиональными реставраторами, — объясняет Сергей Сирро, заместитель генерального директора по учету, хранению и реставрации музейных ценностей ГРМ, куратор обучающего проекта. — К сожалению, эта профессия не слишком популярна сейчас среди школьников и студентов. Мы хотим показать, что она очень востребована, что это не грязный халат и ватные палочки, а высокотехнологичная профессия на острие актуальной науки. Реставраторы в наше время используют огромный арсенал современных технических средств, новейших технологий, они постоянно совершенствуют методики и делают серьезные научные открытия».
Именно поэтому к работе с учащимися петербургских художественных вузов привлечены ведущие специалисты Русского музея. Практические занятия проводят ведущий художник-реставратор Ольга Кленова, заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи Марат Дашкин, заведующий отделом технологических исследований Вячеслав Торопов. Организацией образовательного процесса занимается заведующая отделом организации исследовательских проектов ГРМ Татьяна Павлова.
По словам самих студентов — участников курса, занятия уже открыли для них многие секреты профессии. «Для меня эти лекции и практика очень ценны, — рассказывает Анна Телеш, студентка отделения реставрации станковой живописи Академии реставрации и дизайна. — Своими глазами я вижу, как устроена реставрация в Русском музее, ощущаю профессиональную атмосферу, понимаю, какие области знаний мне нужно изучить. Программа дала мне возможность общаться с профессиональными реставраторами, которые отвечают мне на важные вопросы. И это не только интерес и любопытство, но и практические соображения: хочу использовать полученные знания в дипломе, который уже начинаю писать».
Участники курса смогли побывать в реставрационных мастерских и в фондовых помещениях, посмотреть, как проводятся исследования, потренироваться на тестовых объектах. Специально для обучающих занятий со студентами мастера-реставраторы подготовили живописные эскизы фрагментов оригинальных работ Григория Угрюмова с основными персонажами «Призвания Михаила Федоровича…» и «Взятия Казани Иваном Грозным…». Студентам предстоит самим провести исследование красочного слоя и подготовительного рисунка, расчистку искусственно состаренной живописи. Они зафиксируют весь процесс с помощью специальной аппаратуры, а затем защитят свою работу на учебном реставрационном совете.
«Для меня это невероятный опыт — поучаствовать в таком большом проекте, — говорит Ксения Рубчевская, студентка третьего курса отделения реставрации Санкт-Петербургского художественного училища им. Н.К.Рериха. — Наши педагоги — уникальные специалисты в своих областях. Мне интересно понять принципы музейного дела, узнать, как здесь работают именно реставраторы. И конечно, очень привлекает возможность в будущем присоединиться к коллективу Русского музея».
Первый этап занятий по обучающей программе «Превентивная консервация и реставрация музейных предметов» для 36 студентов продлится до июня 2026 года. По его итогам участники получат сертификаты об окончании курса.