Полотно Рембрандта «Жертвоприношение Авраама» 1635 года, в 1779 году вошедшее в собрание Эрмитажа, отреставрировали. Эта картина о попытке отца убить сына — один из главных «рембрандтов» в коллекции крупнейшего российского музея и одна из самых заметных библейских сцен в наследии художника. Подписанная и датированная (что важно), она отличается крайней экспрессией и драматизмом жеста, что производило впечатление уже на современников автора и вызвало много подражаний.
С годами на поверхности картины проступили изменившиеся в тоне старые ретуши, рельефный шов на месте соединения двух холстов и разнохарактерный жесткий кракелюр с приподнятыми краями, грозящими осыпанием. Отдельные части композиции стали плохо видны из-за ее потемнения. Кроме того, в 1850 году «Жертвоприношение Авраама» было переложено с оригинального обветшавшего холста на новый, что также повлияло на состояние произведения.
«Только после скрупулезных технико-технологических исследований, подтвердивших сохранность авторского грунта, специалисты Эрмитажа приняли решение о начале реставрации», — заявляют в музее.
На протяжении четырех лет велась поэтапная последовательная работа по раскрытию авторской живописи от толстого пожелтевшего лака и поздних записей, а также по ее укреплению и консервации. Этим сложным процессом занимался заведующий лабораторией научной реставрации станковой живописи, художник-реставратор высшей категории Виктор Коробов. По его словам, это была самая сложная задача за более чем 20-летнюю службу реставратором в музее. Множество напластованных реставрационных слоев впаялись в авторскую живопись и по своей структуре стали гораздо прочнее исходника.
Как это часто бывает с работами старых мастеров, обнаружилось, что привычный нам вид шедевра далек от первоначального. Теперь, после реставрации, ясно, что теплый желтый колорит — результат хода времени. Авторская цветовая гамма — более холодная и светлая; появившаяся из-под потемневшего лака, больше она не воспринимается монохромной. Проявилась лазурь: голубым оказался плащ ангела. Стала заметна чаша с жертвенным огнем в правой части картины. Другие проявившиеся детали — пейзажный фон с горным плато.
Также выяснилось, что в изображении волос Рембрандт использовал любимый прием, острием прочертив по непросохшему слою живописи экспрессивные линии, создающие эффект движения.
Кроме того, стало ясно, что Авраам утратил рембрандтовский палец (фаланга большого пальца правой руки) — он был дописан другим художником в XVIII веке. Виктор Коробов столкнулся с дилеммой: убирать запись или оставить? В итоге позднюю запись смыли, и палец был написан заново, легкими ретушными тонировками, близкими к оригинальной живописи. Кроме того, в XVIII веке неизвестный реставратор сдвинул сосок Исаака (авторский был утрачен, и его воссоздали в другом месте). Теперь же он вернулся туда, где его написал Рембрандт.
Результаты реставрации представлены в Аполлоновском зале Зимнего дворца на выставке «Рембрандт. „Жертвоприношение Авраама“. К завершению реставрации» (до 18 января). Все желающие могут увидеть снимки картины в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах, под стереомикроскопом и электронные микрофотографии, сделанные на различных этапах исследовательской и реставрационной работы. Также зрители могут ознакомиться с гравюрами других художников, возможно использовавшимися великим лейденцем для вдохновения.
После закрытия выставки «Жертвоприношение Авраама» вернется в постоянную экспозицию зала Рембрандта.