Проект Theatrum стартовал шесть лет назад. За это время у Фонда Потанина появилось отдельное направление «Музей + театр» в конкурсе грантов. Поэтому, когда в фонде задумали перезапустить проект, пожелание было таким: это должен быть новый проект про театр и музей — интересный, амбициозный, при этом отличающийся от грантовых форматов, которые закреплены в деятельности фонда и являются для него флагманскими. Новый проект и называться будет по-новому — «МузейТеатр».
Технологии нового театра и технологии нового музея очень часто одни и те же. Идет ли речь о сторителлинге, о работе с документом, о музейной или театральной архитектуре, о мультимедиа — существует большое количество таких технологий, которые существуют на общем межграничном пространстве. И как раз там, в этом пространстве, и происходит все самое интересное. За годы работы, в том числе на предыдущих сезонах Theatrum, сложился пул специалистов, которых мы можем привлечь, составить продюсерские команды, которые могли бы приехать в музеи и театры, нащупать какую-то тему, изучить возможности форматов. Внутри каждого из этих «десантов» разрабатывается образовательная программа, которая удовлетворяет в том числе запросы театров и музеев. Это лекции, семинары, мастер-классы, обмен опытом по самым разным направлениям — от мультимедиа до маркетинга.
Вполне очевидно, что, если бы мы, как такие теоретики из Москвы, решили механически совместить какой-то понравившийся нам театр и понравившийся нам музей, это, скорее всего, привело бы к искрометному конфликту. Для проекта жизненно важной задачей было найти «теплые» пары — театры и музеи, которые уже заинтересованы друг в друге, которые симпатизируют друг другу, что-то делали или хотят сделать вместе.
Одним из главных ресурсов, на который мы могли бы опираться в поиске таких пар, стала Ассоциация развития театрального искусства и поддержки театров малых и средних городов. В России — не в крупных, не в столичных городах — много очень интересных, живых, активных театров. И вот весной мы бросили клич — и театры загорелись идеей! Они пошли к своим дружественным музеям и пришли к нам уже в паре. Так возник список тех городов, где мы начинаем работать: Великий Новгород, Нижневартовск, Нижний Тагил, Новокуйбышевск, Тамбов.
Промежуточным финалом станет большой форум в Перми осенью 2026 года. Он объединит дружественные театры и музеи, в первую очередь из малых и средних городов. Впервые театральный форум практически «удвоится»: театры привезут с собой дружественные музеи. И на форуме будут уже супербольшие специалисты — руководители местных музеев, топовые эксперты из Москвы (музейные проектировщики, архитекторы, постановщики) — с лекциями и мастер-классами. Там же мы сможем показать те проекты, которые можно вывезти. Те же, которые будут слишком site-specific, будут представлены в форматах фильмов-презентаций.
Надеюсь, что в рамках форума у наших приглашенных мастеров будет возможность помогать потенциальным участникам докручивать идеи, с которыми те приедут. И в перспективе эти идеи станут продолжением проекта «МузейТеатр».
У какого театрально-музейного проекта больше шансов на поддержку? У продолжительного. В идеале не «фестивального», чтобы это было не ограниченное число показов для нескольких человек, а какая-то длинная жизнь. Потенциал переезда, например. С самого начала проектирования полезно запланировать какое-то количество гастрольных мест, к которым проект мог бы адаптироваться. Важно, чтобы он приводил в музей новую аудиторию и чтобы она там оставалась. Чтобы вызванный проектом интерес увеличил глубину просмотра музея вот этой принципиально новой аудиторией. И конечно, чтобы проект вызывал у местного сообщества искреннее желание соучаствовать, коммерческим или некоммерческим образом.