18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Драгоценная энтомология

Работа Ильгиза Фазулзянова на выставке «На свет из темноты» в московском Историческом музее.  Фото: московский Исторический музей
Работа Ильгиза Фазулзянова на выставке «На свет из темноты» в московском Историческом музее.
Фото: московский Исторический музей

Выставку «На свет из темноты» художника-ювелира Ильгиза Фазулзянова покажут в московском Историческом музее. Название проекта отсылает к стихотворению Арсения Тарковского, а образ бабочки становится главным

В Государственном историческом музее в Москве с 17 декабря по 9 марта пройдет выставка «На свет из темноты» Ильгиза Фазулзянова, одного из самых титулованных современных российских ювелиров. Из наших соотечественников он единственный дважды получил Гран-при международного конкурса International Jewellery Design Excellence Awards — в 2011 и 2013 годах. Ювелир виртуозно владеет сложной техникой горячей эмали: это нанесение легкоплавкого стекла поверх различных металлов, таких как медь, серебро и золото. Подобные ювелирные украшения создавали еще в Древнем Египте, Риме и на Руси (наши предки называли эмаль финифтью).

Ильгиз Фазулзянов родился в маленьком городке под Казанью и с детства мечтал стать художником. Образование живописца он получил в Казанском художественном училище, а после его окончания работал в мастерской своего педагога Фарида Тухватуллина, где вручную создавал и реставрировал витражи по старинным технологиям. В начале 1990-х годов для расширения навыков поехал учиться ювелирному делу в горные аулы Таджикистана. Там он перенял знания пожилых мастеров, создававших национальные украшения.

Художник-ювелир Ильгиз Фазулзянов.  Фото: московский Исторический музей
Художник-ювелир Ильгиз Фазулзянов.
Фото: московский Исторический музей

Вернувшись на родину, начал оттачивать мастерство на реставрации антикварных украшений и сотрудничал с фондом «Туран», который заказывал изделия в традиционных техниках волжских татар. «Эмали в моем творчестве возникли логично», — рассказал Ильгиз Фазулзянов в одном из интервью. Опыт создания витражей и бэкграунд живописца пробудили в нем любовь к ярким краскам, которых ему недоставало даже в работе с драгоценными камнями.

Во времена, когда Ильгиз Фазулзянов только начал формировать свой стиль, еще не существовало интернета, а книги по ювелирному искусству были в дефиците. За вдохновением он ездил в Оружейную палату и Эрмитаж, изучал почерк великих предшественников. Но все же собственный стиль художник сформулировал сам, и он абсолютно оригинален.

Частым мотивом коллекций Фазулзянова стали изящные цветы, насекомые, рыбы, птицы и животные. Райский сад в миниатюре цветет на его украшениях: пусеты-шмели, перстни с ирисами и магнолиями, подвески-незабудки, колье в виде лошадиной головы со струящейся гривой. За любовь к природным формам стиль ювелира часто сравнивают с модерном и ар-деко.

В первую очередь Ильгиз Фазулзянов — художник, ведь ему интереснее всего задумывать выставки и создавать изделия в единой концепции. Его выставки проходили в Музеях Московского Кремля, Музее Фаберже, в музее-заповеднике «Петергоф», на ВДНХ. Для каждой он создает новую коллекцию украшений.

Работа Ильгиза Фазулзянова на выставке «На свет из темноты» в московском Историческом музее.  Фото: московский Исторический музей
Работа Ильгиза Фазулзянова на выставке «На свет из темноты» в московском Историческом музее.  Фото: московский Исторический музей
Работа Ильгиза Фазулзянова на выставке «На свет из темноты» в московском Историческом музее.  Фото: московский Исторический музей
Работа Ильгиза Фазулзянова на выставке «На свет из темноты» в московском Историческом музее.
Фото: московский Исторический музей
Работа Ильгиза Фазулзянова на выставке «На свет из темноты» в московском Историческом музее.
Фото: московский Исторический музей
Работа Ильгиза Фазулзянова на выставке «На свет из темноты» в московском Историческом музее.
Фото: московский Исторический музей

Предстоящая выставка «На свет из темноты» в Государственном историческом музее создана при поддержке АНО «Центр сохранения и развития авторского ювелирного искусства». Ее название отсылает к образу бабочки из стихотворения Арсения Тарковского: «Из тени в свет перелетая, Она сама и тень и свет…» «Это о пространстве внутри каждого из нас, в котором все замерло в ожидании света... света, которого мы ждем, чтобы раскинуть руки и вдохнуть глубоко свежий воздух, пронизанный и согретый лучами солнца», — поделился своими мыслями художник.

Экспозиция включает 54 уникальных ювелирных изделия и разделена на 3 части: «Бабочки. Затмение», «На свет из темноты» и «Цель». Пространство выставки отражает идею внутреннего путешествия, которое ведет зрителя к пониманию собственного предназначения. Архитектурные элементы — колонны — символизируют нравственные ориентиры, а застывшие в воздухе бабочки олицетворяют перерождение. Центральным образом стала брошь «Имаго» в виде фигурки человека из золота с серебряными крыльями. Украшение ассоциируется с обновлением человеческого сознания и стремлением к свету. Горячей эмалью на брошь нанесены мельчайшие изумрудно-зеленые детали — так прикреплены крылья, что напоминает древнегреческий миф об Икаре.

Большая часть экспонатов — драгоценные бабочки на брошах, кольцах и кулонах. Отдельный зал занимает восьмиметровая инсталляция «Цель» в виде летящих в одном направлении 13 золотых пуль, инкрустированных драгоценными камнями. Работа посвящена проблеме исчезновения редких животных. На каждой пуле с помощью гравировки изображен вид, вымерший по вине человека.

Выставочный комплекс Исторического музея
«На свет из темноты». Ильгиз Фазулзянов
17 декабря — 9 марта

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
10.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+