В сентябре 2025 года театр «Новая опера», Московский музей современного искусства (ММОМА) и Фонд Потанина представили совместный проект «Музей в опере / Опера в музее». На сцене «Новой оперы» Теодор Курентзис и musicAeterna / musicAeterna Dance выступили с мультимедийным прочтением оперы Паскаля Дюсапена Passion | «Страсть». Параллельно в театре открылась выставка «Референсы». Весной 2026 года стартует вторая глава проекта: здание ММОМА на Петровке, 25, будет переосмыслено как пространство для оперы-выставки «Борис Годунов». Обе части объединяет серия публичных программ «Между / In between»: дискуссии, лекции и творческие встречи, которые на протяжении сезона пройдут на разных площадках.
Музей любит тишину. Опера довольно громкий вид искусства. Вы не помешаете друг другу?
Антон Гетьман, директор театра «Новая опера»: Надеюсь, что нет. Напротив, мы пробуем дополнить тишину музея звуками оперы, а оперу в театре — сосредоточенной тишиной музейных залов. Иногда во время похода в музей хочется послушать определенную музыку. Возникает такое желание. А во время спектакля хочется услышать тишину, чтобы сосредоточиться и пережить те эмоции, которые вызывает спектакль. Иногда после того, как на сцене погас свет и спектакль закончился, еще до начала поклонов, в зале возникает гробовая тишина. В огромном зале, наполненном зрителями, у каждого — ну почти у каждого — рождается внутреннее состояние, когда остаешься наедине с тем, что увидел, почувствовал. Порой такая тишина, которая может длиться считаные секунды, гораздо ценнее громких оваций.
Василий Церетели, директор ММОМА: Акустическое наполнение выставочных пространств зависит от проекта. В нашем музее, например, бывают выставки, связанные с показами мультимедийного искусства, где звук — важная художественная составляющая. Сейчас на Петровке идет выставка «Умный дом. Звуковое искусство в пространстве музея», которая объединяет саунд-арт, science-art и медиаарт. В ММОМА один из разделов коллекции современного российского искусства XX–XXI веков называется «Искусство новых форм и технологий», и в нем достаточно много звучащих работ. Что касается предстоящего проекта с «Новой оперой», то обращение к опере «Борис Годунов» произойдет не столько в буквальном смысле, сколько в более сложном, метафорическом: опера служит отправной точкой для художественных размышлений и интерпретаций.
Посетители оперы и музея — это одни и те же люди? А если нет, то какая между ними разница?
Антон Гетьман: Многие думают, что да, разные. И сами посетители/зрители, наверное, тоже так думают. Многое зависит от музея и конкретной выставки, на которую пришел зритель, и от спектакля, конечно. Если музей и театр предлагают зрителю быть сторонним наблюдателем, а не вовлекают его эмоционально, то, скорее всего, разные. А если создают проекты, вовлекающие эмоционально, то нет, совсем наоборот. Это одни и те же люди (почти), которые приходят за новыми эмоциями, испытать которые возможно только в общении с живым искусством.
Василий Церетели: Мы предполагаем пересечение разных типов аудиторий. К нам придут и наши постоянные посетители, и аудитория наших партнеров, «Новой оперы» — соответственно, ценители этого жанра. А также все интересующиеся искусством в разных его проявлениях люди.
Что сложнее — организовать выставку в оперном театре или поставить спектакль в музее? А может, есть какие-то иные формы синтеза?
Антон Гетьман: И выставку в театре, и спектакль в музее сложно организовать хорошо. Но это трудности организационного, финансового и административного свойства. Самое сложное — придумать идею, заразить ею коллег и поверить, что это возможно. Мысль всегда опережает действия. И если ты уверен и думаешь об успешной реализации проекта, то действия всегда будут направлены именно на этот результат.
Василий Церетели: Мы не ставим спектакль как таковой на музейной площадке, опера становится основой для кураторского и художественного высказывания. Что касается гибридных форматов, то они конгениальны духу ММОМА благодаря его основателю Зурабу Константиновичу Церетели. В творческом методе, в своей философии искусства он разрабатывал идею синтеза искусств. К тому же, наш музей уже неоднократно реализовывал проекты на стыке жанров. Самыми яркими стали «Генеральная репетиция» (2018) и «Современник. Начало» (2021). Первый проект опирался на структуру и приемы театральной постановки, а второй в фестивальном формате соединил музей и театр. Для проекта мы также приглашали художников, и созданные ими работы не были напрямую связаны с историей театра, но актуализировали его дух.