18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Москва в фокусе Грановского

Обнов­ленная моно­графия Наума Грановского. Фото: Галерея Люмьер
Обнов­ленная моно­графия Наума Грановского.
Фото: Галерея Люмьер
№137, декабрь-январь 2025
№137
Материал из газеты

Девелоперская компания MR и Галерея Люмьер представили обновленную монографию знаменитых работ главного фотолетописца столицы

К 115-летию со дня рождения Наума Грановского девелоперская компания MR и Галерея Люмьер инициировали переиздание обновленной монументальной монографии «Наум Грановский. 1920–1980». Эта книга — полноценное исследование метаморфоз, через которые проходила столица, запечатленных взглядом одного из главных фотографов XX века.

Наум Грановский родился в 1910 году в украинском городке Александрия. В 13 лет он получил от отца почти судьбоносный подарок — фотоаппарат Kodak, мгновенно ставший для него главным объектом интереса. Через три года 16-летнего Наума отправили в Москву к старшей сестре Ирине, которая, к большой удаче, была замужем за Соломоном Тулесом, фотографом только что открывшегося «Пресс-клише ТАСС». Туда же юного Грановского устроили в качестве лаборанта. Через год, то есть всего в 17 лет, он начал и сам понемногу снимать для агентства, а в 1929 году стал его полноценным фотокорреспондентом.

В 1934 году Грановский перешел в Государственное издательство изобразительных искусств (ИЗОГИЗ), где начал последовательно документировать меняющийся облик столицы. Это была эпоха авангарда и больших строек, и молодому фотографу посчастливилось оказаться в самой гуще событий. Так, он одним из первых запечатлел строительство московского метро, а его репортажи со Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (будущей ВДНХ) превратились в классику советской фотожурналистики.

Обнов­ленная моно­графия Наума Грановского. Фото: Галерея Люмьер
Обнов­ленная моно­графия Наума Грановского.
Фото: Галерея Люмьер

После войны и съемок на передовой Наум Грановский в 1946 году вернулся в ТАСС, где проработал до конца жизни. В его объективе Москва никогда не служила просто фоном — она всегда была самостоятельным монументальным героем, почти живым существом, отдельной личностью, за чьей судьбой он следил через объектив более полувека. Именно за такую преданность его называли «московским летописцем». Впервые этим не прозвищем, но званием Грановский был отмечен в 1965 году на страницах журнала «Советское фото». Он неустанно возвращался на те же площади и улицы, становясь свидетелем и документалистом грандиозной трансформации Москвы в течение бурного XX столетия. Снимки фотографа, которые довольно часто украшали собой памятные открытки и заставки телепередач, отличала безупречная геометрия — мир чистых линий и ясных форм, где нет случайных прохожих. Это был абсолютно осознанный выбор мастера, стремившегося показать архитектуру как высшую форму организации пространства, отражающую дух времени, — от купеческих особняков начала века до сталинских высоток, оттепельных кварталов и смелых экспериментов 1960–1970-х годов.

Сохранением и популяризацией этого наследия с 2001 года занимается Галерея Люмьер, владеющая авторскими правами на работы фотографа (в коллекции более 35 тыс. негативов) с 2017 года. Обновленная монография «Наум Грановский. 1920–1980» сохраняет структуру издания 2020 года, разделенного на семь глав по десятилетиям, однако значительно дополнена новыми материалами. В альбом вошло более 250 фотографий, включая хрестоматийные кадры и редкие работы, обнаруженные в архиве за последние годы. Особое внимание в обновленной версии книги уделено 1950–1960-м годам, когда Москва переживала период масштабной реконструкции. Именно тогда преображались павильоны ВДНХ и формировался архитектурный ансамбль проспекта Мира.

Жилой комплекс MИRA от компании MR.  Фото: девелоперская компания MR
Жилой комплекс MИRA от компании MR.
Фото: девелоперская компания MR

Партнерство с девелоперской компанией MR придало проекту новый импульс. «Сотрудничеством с Галереей Люмьер мы развиваем нашу издательскую деятельность и с удовольствием поддерживаем выпуск значимой для истории города книги, — объясняет Мария Литинецкая, генеральный директор и управляющий партнер MR. — Переиздание альбома Наума Грановского с дополнительными кадрами проспекта Мира и ВДНХ, один из которых украшает обложку, для нас особенно важно, потому что мы участвуем в развитии этого района, где строится наш дом премиум-класса МИRА». Это гармоничное и взаимодополняющее сотрудничество продолжается и в рамках издательской программы «MR Библиотека»: компания планирует и дальше поддерживать подобные проекты и наполнять библиотеки в лобби своих жилых комплексов качественной литературой по искусству и истории.

Обнов­ленная моно­графия Наума Грановского. Фото: Галерея Люмьер
Обнов­ленная моно­графия Наума Грановского.
Фото: Галерея Люмьер

Для Галереи Люмьер новая книга — жест глубокого уважения к мастеру. «Мы счастливы, что она выходит именно в юбилейный год, когда внимание к творчеству Наума Самойловича особенно велико. Такие издания ждут и его поклонники, и москвичи, ведь в них — история города, который дорог каждому из нас», — говорит основательница галереи Наталья Григорьева-Литвинская.

Дизайн двуязычного 304-страничного издания разработан Евгением Корнеевым, основателем бюро «Раздизайн», преподавателем Школы дизайна НИУ ВШЭ и обладателем престижных наград в области графического дизайна. Вступительные статьи к разделам подготовлены Натальей Григорьевой-Литвинской, Марией Литинецкой и экспертом по истории архитектуры Елизаветой Лихачевой. Выпущенная ограниченным тиражом, монография адресована всем, кто ценит фотографию, архитектуру и историю, предлагая свежий и наиболее полный взгляд на Москву глазами ее главного летописца. 

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
08.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+