К 115-летию со дня рождения Наума Грановского девелоперская компания MR и Галерея Люмьер инициировали переиздание обновленной монументальной монографии «Наум Грановский. 1920–1980». Эта книга — полноценное исследование метаморфоз, через которые проходила столица, запечатленных взглядом одного из главных фотографов XX века.
Наум Грановский родился в 1910 году в украинском городке Александрия. В 13 лет он получил от отца почти судьбоносный подарок — фотоаппарат Kodak, мгновенно ставший для него главным объектом интереса. Через три года 16-летнего Наума отправили в Москву к старшей сестре Ирине, которая, к большой удаче, была замужем за Соломоном Тулесом, фотографом только что открывшегося «Пресс-клише ТАСС». Туда же юного Грановского устроили в качестве лаборанта. Через год, то есть всего в 17 лет, он начал и сам понемногу снимать для агентства, а в 1929 году стал его полноценным фотокорреспондентом.
В 1934 году Грановский перешел в Государственное издательство изобразительных искусств (ИЗОГИЗ), где начал последовательно документировать меняющийся облик столицы. Это была эпоха авангарда и больших строек, и молодому фотографу посчастливилось оказаться в самой гуще событий. Так, он одним из первых запечатлел строительство московского метро, а его репортажи со Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (будущей ВДНХ) превратились в классику советской фотожурналистики.
После войны и съемок на передовой Наум Грановский в 1946 году вернулся в ТАСС, где проработал до конца жизни. В его объективе Москва никогда не служила просто фоном — она всегда была самостоятельным монументальным героем, почти живым существом, отдельной личностью, за чьей судьбой он следил через объектив более полувека. Именно за такую преданность его называли «московским летописцем». Впервые этим не прозвищем, но званием Грановский был отмечен в 1965 году на страницах журнала «Советское фото». Он неустанно возвращался на те же площади и улицы, становясь свидетелем и документалистом грандиозной трансформации Москвы в течение бурного XX столетия. Снимки фотографа, которые довольно часто украшали собой памятные открытки и заставки телепередач, отличала безупречная геометрия — мир чистых линий и ясных форм, где нет случайных прохожих. Это был абсолютно осознанный выбор мастера, стремившегося показать архитектуру как высшую форму организации пространства, отражающую дух времени, — от купеческих особняков начала века до сталинских высоток, оттепельных кварталов и смелых экспериментов 1960–1970-х годов.
Сохранением и популяризацией этого наследия с 2001 года занимается Галерея Люмьер, владеющая авторскими правами на работы фотографа (в коллекции более 35 тыс. негативов) с 2017 года. Обновленная монография «Наум Грановский. 1920–1980» сохраняет структуру издания 2020 года, разделенного на семь глав по десятилетиям, однако значительно дополнена новыми материалами. В альбом вошло более 250 фотографий, включая хрестоматийные кадры и редкие работы, обнаруженные в архиве за последние годы. Особое внимание в обновленной версии книги уделено 1950–1960-м годам, когда Москва переживала период масштабной реконструкции. Именно тогда преображались павильоны ВДНХ и формировался архитектурный ансамбль проспекта Мира.
Партнерство с девелоперской компанией MR придало проекту новый импульс. «Сотрудничеством с Галереей Люмьер мы развиваем нашу издательскую деятельность и с удовольствием поддерживаем выпуск значимой для истории города книги, — объясняет Мария Литинецкая, генеральный директор и управляющий партнер MR. — Переиздание альбома Наума Грановского с дополнительными кадрами проспекта Мира и ВДНХ, один из которых украшает обложку, для нас особенно важно, потому что мы участвуем в развитии этого района, где строится наш дом премиум-класса МИRА». Это гармоничное и взаимодополняющее сотрудничество продолжается и в рамках издательской программы «MR Библиотека»: компания планирует и дальше поддерживать подобные проекты и наполнять библиотеки в лобби своих жилых комплексов качественной литературой по искусству и истории.
Для Галереи Люмьер новая книга — жест глубокого уважения к мастеру. «Мы счастливы, что она выходит именно в юбилейный год, когда внимание к творчеству Наума Самойловича особенно велико. Такие издания ждут и его поклонники, и москвичи, ведь в них — история города, который дорог каждому из нас», — говорит основательница галереи Наталья Григорьева-Литвинская.
Дизайн двуязычного 304-страничного издания разработан Евгением Корнеевым, основателем бюро «Раздизайн», преподавателем Школы дизайна НИУ ВШЭ и обладателем престижных наград в области графического дизайна. Вступительные статьи к разделам подготовлены Натальей Григорьевой-Литвинской, Марией Литинецкой и экспертом по истории архитектуры Елизаветой Лихачевой. Выпущенная ограниченным тиражом, монография адресована всем, кто ценит фотографию, архитектуру и историю, предлагая свежий и наиболее полный взгляд на Москву глазами ее главного летописца.