18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Викторианский Лондон оживает в Петербурге

Сцена из спектакля «Трехгрошовая история».  Фото: театр им. Комиссаржевской
Сцена из спектакля «Трехгрошовая история».
Фото: театр им. Комиссаржевской

Алексей Франдетти превратил «Оперу нищих» в музыкальный аттракцион на сцене Театра им. Комиссаржевской

Театр им. В.Ф.Комиссаржевской в Санкт-Петербурге станет площадкой для громкой премьеры: главный популяризатор жанра мюзикла в России Алексей Франдетти представляет спектакль «Трехгрошовая история» — смелый эксперимент, где сатира XVIII века встречается с эстетикой кабаре и музыкой Курта Вайля.

Постановка, заявленная как музыкальный спектакль по мотивам пьесы Джона Гея «Опера нищих», будет показана с 19 по 22 декабря и обещает стать одним из самых амбициозных проектов сезона, объединив звезд музыкального театра и драматическую труппу в декорациях викторианского Лондона.

Режиссер, которого критика давно окрестила «локомотивом российского музыкального театра» (в его послужном списке — три «Золотые маски» и хиты вроде «Суини Тодда» в Театре на Таганке и «Стиляг» в Театре наций), на этот раз обращается к истокам жанра. В основе сюжета — легендарная «Опера нищих» Джона Гея, но в авторской переработке. Франдетти выводит на авансцену реального прототипа капитана Макхита — знаменитого вора Джека Шеппарда, чьи дерзкие побеги из тюрем в 1720-х годах сделали его народным кумиром Лондона.

Актеры перед спектаклем «Трехгрошовая история». Фото: театр им. Комиссаржевской
Актеры перед спектаклем «Трехгрошовая история».
Фото: театр им. Комиссаржевской

Однако «Трехгрошовая история» — это не историческая реконструкция, а, скорее, постмодернистский коллаж. Сатирическая проза эпохи Просвещения здесь вступает в диалог с музыкой XX века — зонгами Курта Вайля. Именно Вайль, соединивший немецкий академизм с джазовой интонацией, создал музыкальный язык, идеально подходящий для описания социального дна и предчувствия перемен. Спектакль открывается знаменитой «Балладой о Мэкки-Ноже», ставшей мировым стандартом благодаря Луи Армстронгу, Элле Фицджеральд и Фрэнку Синатре, что сразу задает тон всему действу: баланс между высокой оперой и уличной балладой.

Музыкальный супервайзер проекта Елена Буланова предложила для академической сцены неожиданное камерное решение. Громоздкий оркестр заменен лаконичным, но выразительным составом: одно фортепиано, за которым работает сразу несколько артистов, и аккордеон, позволяющий музыкантам свободно перемещаться в пространстве.

«Мне хотелось создать настоящий аттракцион — рискованный, экспериментальный», — комментирует Алексей Франдетти. По словам режиссера, работа над спектаклем велась в режиме карт-бланша, предоставленного художественным руководством театра. Эта свобода позволила команде уйти от классических клише мюзикла в сторону более сложной формы.

Алексей Франдетти. Фото: театр им. Комиссаржевской
Алексей Франдетти.
Фото: театр им. Комиссаржевской

Визуальное решение спектакля, созданное постоянным соавтором Франдетти художницей Анастасией Пугашкиной, отсылает к мрачной эстетике викторианской Англии. Следуя принципу «из ничего — нечто», сценография работает на контрасте минимализма и выразительной фактуры, создавая пространство, где преступный мир становится зеркалом общества.

Особое внимание привлекает кастинг. В премьерных показах заявлен звездный состав, объединяющий ведущих артистов двух столиц. В главных ролях на сцену выйдут лауреат «Золотой маски» Иван Ожогин, хорошо знакомый петербургской публике по «Балу вампиров», и звезда жанра мюзикла Кирилл Гордеев. Вместе с ними — актеры труппы Театра им. Комиссаржевской: заслуженные артисты России Александр Большаков и Евгений Иванов, Анна Вартаньян, Иван Васильев и Елизавета Нилова.

Для Виктора Минкова, директора и художественного руководителя театра, этот проект — стратегический шаг. «Ключевая цель этой постановки — показать мультижанровость артиста. Мюзикл — один из самых требовательных жанров: здесь нужно не только виртуозно танцевать, но и убедительно играть», — отмечает он, называя собранную команду настоящей «командой мечты».

Помимо этого, премьера «Трехгрошовой истории» призвана предложить зрителю новый взгляд на природу музыкального театра — как искусства, способного одновременно быть развлекательным аттракционом и острой социальной сатирой.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
08.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+