18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Возвращение сказки

Авторские иллюстрации проекта «Новогодничайте с домашним театром» от ВТБ.  Фото: ВТБ
Авторские иллюстрации проекта «Новогодничайте с домашним театром» от ВТБ.
Фото: ВТБ

Новогодний проект ВТБ предлагает вернуться к ушедшей, но не забытой традиции домашних театров

Когда речь заходит о предновогодних культурных традициях, в умах большинства возникает одна, самая яркая ассоциация — балет «Щелкунчик». Главный спектакль и настоящее сокровище зимнего репертуара любого театра любим всеми, от мала до велика: взрослых он возвращает в детство, а детей очаровывает историей торжества добра над злом. И тем и другим он дарит ту атмосферу волшебства, которой так не хватает среди темных зимних будней. Вот звучат первые ноты увертюры вечного произведения Петра Ильича Чайковского, на сцене зажигаются огни импровизированного дома, в котором собираются гости. Дети резвятся в радостном предвкушении подарков, взрослые развлекаются и смеются. И наконец на сцене оживает домашний театр: куклы танцуют. Впрочем, сюжет сказки Гофмана, переписанной Александром Дюма-отцом (именно его версия легла в основу либретто знаменитого балета), известен давно. Однако сейчас традиция домашних театров близка уже далеко не всем. А ведь в XVII–XIX веках подобные празднества были привычным делом.

Домашний театр был важным центром светской жизни, показателем статуса, образованности и утонченного вкуса владельцев. Один из самых знаменитых частных домашних театров в России — театр графов Шереметевых. Хотя размах их представлений несколько выходил за рамки понятия «домашний». Им принадлежали великолепные крепостные театры в усадьбах Кусково и Останкино, труппа которых была известна в обеих столицах. Но и в общепринятом смысле домашний формат театра Шереметевым был не чужд. В их петербургском дворце на Фонтанке для гостей представления часто устраивали сами хозяева дома: на сцене блистали внучки знаменитого полководца, соратника Петра I Бориса Шереметева Анна и Варвара, а аккомпанировал им их брат Николай (как раз он и основал впоследствии знаменитый останкинский театр).

Авторские иллюстрации проекта «Новогодничайте с домашним театром» от ВТБ. Фото: ВТБ
Авторские иллюстрации проекта «Новогодничайте с домашним театром» от ВТБ.
Фото: ВТБ

Домашний театр в усадьбе Гавриила Державина в Петербурге полностью воспроизводил формы настоящего профессионального театра, но исполнителями ролей в постановках были друзья и родственники поэта и драматурга. А в доме директора Императорских театров князя Сергея Волконского часто устраивались любительские спектакли, собиравшие весь свет тогдашней столицы.

Традиции домашнего театра переняло у дворянства и купеческое сословие. Например, в Ярославле, в большом каменном амбаре купца Полушкина, свои первые представления для родных и друзей давал его пасынок Федор Волков с братьями. Это тот самый Волков, который после смерти отчима создал первый общедоступный театр в России.

Любительские театральные постановки показывали и в доме крупного чаеторговца Семена Перлова, и в доме текстильного промышленника Алексея Хлудова. Но самый интересный пример — домашний театр железнодорожного магната и известного покровителя искусств Саввы Мамонтова. Он начался с семейного чтения «в лицах» книг для детей, потом представлял «живые картины» уже для более широкого круга зрителей, а затем дорос и до настоящих спектаклей, которые проходили летом в Абрамцеве, а зимой в Москве. Как и в случае с Федором Волковым, любительские спектакли привели к серьезному итогу — созданию мамонтовской Частной оперы, спектакли которой оформляли выдающиеся художники: Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Константин Коровин, Василий Поленов и многие другие. К слову, Поленов и сам был основателем театра в своей усадьбе, труппа которого была собрана из местных крестьян. Но и здесь не обошлось без опыта домашних постановок: как-то раз по инициативе отца дети художника (который во время пенсионерской командировки в Париж и сам участвовал в театральных представлениях кружка Алексея Боголюбова) поставили спектакль в кругу семьи. Через три года его показали уже для публики на сцене Страховской школы. Актерами и костюмерами были дети Поленова, а сам художник, естественно, выступил декоратором.

Авторские иллюстрации проекта «Новогодничайте с домашним театром» от ВТБ.  Фото: ВТБ
Авторские иллюстрации проекта «Новогодничайте с домашним театром» от ВТБ.
Фото: ВТБ

В целом мода на домашние театры пришла в Россию, как принято считать, из Франции. Например, страстной поклонницей таких постановок была фаворитка Людовика XV мадам де Помпадур. Она организовала в Версале Театр малых покоев (Théâtre des Petits Cabinets), где сама играла в пьесах Вольтера и Руссо. А королева Мария-Антуанетта устроила там же, в Версале, собственный театр во дворце Малый Трианон. В нем она и ее придворные ставили пасторальные комедии и оперы, наслаждаясь иллюзией простой сельской жизни.

Декорациями в домашних театрах часто служили бытовые вещи, а в качестве текста могли использовать и готовые пьесы, и выдуманные, наполненные юмором и намеками, понятными только узкому кругу.

Сегодня ВТБ своим новогодним проектом предлагает вернуться к ушедшей, но не забытой традиции семейных постановок. «Новогодничайте с домашним театром» — это не просто сборник пьес, а целая энциклопедия для творчества, призванная объединить всю страну сказочным настроением и доказать, что настоящая магия рождается не на профессиональной сцене, а в кругу жизнерадостных единомышленников. В основе оформления проекта и его кампании — образы героев пьес, а также фирменный шрифт, будто связанные из мягкой пряжи. Эта теплая домашняя стилистика органично объединяет сайт со сказками и весь проект в одну историю, приглашая «новогодничать» и проводить время в кругу близких.

Проект «Новогодничайте с домашним театром» от ВТБ. Фото: ВТБ
Проект «Новогодничайте с домашним театром» от ВТБ.
Фото: ВТБ

Суть проекта — в переосмыслении любимых с детства историй и создании готового инструмента для их воплощения. Ядром проекта стал специальный сайт, где каждый желающий может найти пьесы по детским сказкам, адаптированные современными театральными режиссерами и драматургами. Так, добрые сказочные истории «Мешок с подарками» (0+) и «Новогодняя елка» (0+) позволят привлечь к домашней постановке даже самых маленьких участников, фееричный мюзикл «По щучьему велению» (6+) идеально подойдет для компании взрослых с детьми, «Путешествие Конька-Горбунка» (6+) станет проводником между тремя поколениями одной семьи, а «Зайкина избушка» в интерпретации «18+» предстанет в совершенно неожиданном свете.

Именно на примере «Зайкиной избушки» особенно ярко виден новаторский подход проекта. Это «остросюжетное драмеди», которое авторы рекомендуют поклонникам Квентина Тарантино. Персонажи здесь — наши современники, типажи из большого города: Бурый — «решающий вопросики» меланхолик, Вулфи — стильный и галантный манипулятор, Киса — взрывная девушка с ярким характером, а Кура — простая и честная девушка-курьер. Такой взгляд на знакомые тексты не только позволяет по-новому осмыслить старый сюжет, но и превращает постановку в увлекательную игру для дружеских компаний.

Авторские иллюстрации проекта «Новогодничайте с домашним театром» от ВТБ.  Фото: ВТБ
Авторские иллюстрации проекта «Новогодничайте с домашним театром» от ВТБ.
Фото: ВТБ

Однако проект ВТБ выходит далеко за рамки простой адаптации сказок. Он создает целый мир вокруг идеи домашнего театра. Среди множества детализированных и иллюстрированных рекомендаций по организации домашнего спектакля есть даже советы профессиональных режиссеров. Так, один из авторов новых версий сказок Иван Пачин напоминает, что главное в театре — не дорогие декорации, а человек и его фантазия. «Цветок в горшке играет дерево на острове, легкий платок — перо жар-птицы, — поясняет он. — Театр отличается от кино тем, что он более условен. Иными словами, в театре, чтобы стать царем, не обязательно надевать и мантию, и красивую рубашку, и иметь на голове корону — достаточно какого-то одного элемента. А можно, к примеру, заменить скипетр и державу на ложку и вилку, повязать на шею салфетку и играть царя, как будто бы его только что выдернули из-за стола, и от этого он капризный и раздражительный — ведь он голодный».

Следуя этому принципу, проект предлагает множество идей для создания сказочной атмосферы подручными средствами: как сделать кокошник из картона, нарисовать грим, превратить бокалы в царские кубки и даже эффектно подать закуски, устроив пир горой. К каждой пьесе прилагается саунд-бар «Оркестровая яма», а в разделе «Буфет» можно найти тематические сказочные рецепты и идеи для украшения новогоднего стола.

Авторские иллюстрации проекта «Новогодничайте с домашним театром» от ВТБ. Фото: ВТБ
Авторские иллюстрации проекта «Новогодничайте с домашним театром» от ВТБ.
Фото: ВТБ

Масштаб проекта не ограничивается онлайн-пространством. Он выходит в реальный мир. В таком же уютном вязанном стиле банк декорирует больше 30 елей в 27 городах России — от Камчатки до Новороссии. С 15 декабря елки из сказочной новогодней коллекции ВТБ украсят фойе театров-партнеров в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Ярославле.

«Новогодничайте с домашним театром» — многогранная инициатива ВТБ. Она обращается к ностальгии по уютным домашним традициям, но делает это современным языком. Проект дарит повод собраться вместе, творить, смеяться и создавать общие воспоминания, которые и есть самое ценное волшебство. А главное — приглашает каждого стать режиссером собственной истории, доказывая, что Новый год действительно может быть сказочным.

РЕКЛАМА
ПАО Банк ВТБ
ИНН 7702070139
ID a-49251
ERID F7NfYUJCUneTTxdD2pVU

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
08.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+