Мода — популярный и симпатичный предмет для исследований. Ежегодно о ней выходит множество книг, в том числе на русском языке и в том числе написанных различными компиляторами, чья экспертность вызывает сомнения. На этом фоне труд Валери Мендес и Эми де ла Хэй заслуживает внимания. Авторы — большие специалисты. Мендес долгие годы возглавляла отдел текстиля и костюма в лондонском Музее Виктории и Альберта, курировала многочисленные выставки, посвященные тканям и моде XX века, занималась научной работой. Де ла Хэй — профессор, руководитель исследовательского Центра кураторства в Лондонском колледже моды при Лондонском университете искусств, работает с костюмом в контексте музея уже более 30 лет. В портфолио у обеих немало книг, включая две совместные — про историю модных домов Lucille Limited и House of Worth.
Название их новой работы перекликается с каноническим трудом «Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм» (то же издательство Ad Marginem), но это две очень разные книги. Там — огромный том, здесь — книжка, которая поместится в сумочку. Это само по себе уже достижение. Написать детально и занимательно обо всем самом важном в истории моды за 100 с лишним лет и уложиться в 300 страниц — задача архисложная. Авторы так и пишут в предисловии: «Рамки нашего исследования исключают детальный анализ и тематические разборы, однако мы намечаем пути для дальнейшего исследования, подкрепленные обширной библиографией».
Библиографический раздел действительно впечатляет объемом, а еще структурой: источники разбиты по темам и персоналиям. Алфавитный указатель — отдельная радость для читателя. Вот случайно выбранные три соседние строки: «готика», «Готье», «гранж», — найдется все!
Плотность изложения — главная характеристика книги, ее сила и слабость. С одной стороны, перед нами образцовый концентрат знаний, где каждая страница насыщена фактами и контекстом. С другой — читать ее залпом тяжело: поток имен и понятий требует сосредоточенности. В этом смысле издание ближе к справочнику, учебному пособию. Это инструмент для студентов, исследователей и всех, кто хочет систематизировать собственные знания о моде. Своего рода компендиум.
Очевидно, Мендес и де ла Хэй не стремятся развлечь читателя. Здесь нет забавных историй и авторских отступлений, зато мы узнаем, как выглядел фасон блузки «голубь-дутыш», какие ботинки назывались «бордельными подкрадулями» и что за чудо-ткань, устойчивую к огню и воде, производили под маркой «Бутик мусорного ведра» — Waste Basket Boutique. За сдержанностью изложения чувствуется уважение к объекту исследования — к моде как к искусству, отражающему дух времени.
Искусство как таковое тоже не редкий гость на страницах. Поль Пуаре был связан дружбой с художником Раулем Дюфи, который создавал для него прекрасные ткани. Коко Шанель восхищалась школой Баухаус. Эльза Скьяпарелли сотрудничала со многими художниками, включая Кристиана Берара и Жана Кокто, но самые яркие ее модели были созданы совместно с Сальвадором Дали. Ив Сен-Лоран создал в 1965 году коллекцию «Мондриан», а в 1966-м — коллекцию в духе поп-арта, вдохновившись серией Тома Вессельмана «Большие американские обнаженные».
В книге о моде нельзя без иллюстраций. Здесь их более 300, на каждой странице — от архивных фотографий моделей до эскизов и кадров из фильмов; каждая напрямую связана с текстом, дополняет и поясняет его. Почти нет стандартных агентских архивов вроде Getty, авторы обращаются непосредственно к первоисточникам — фондам Британского музея, Музея Виктории и Альберта (разумеется), Метрополитен-музея, редким частным коллекциям.
В результате перед нами книга, которая по-академически основательна и одновременно доступна. «Мода с 1900 года» — это не просто история одежды, а убедительный рассказ о том, что мода не каприз эпохи, но выразительный язык культуры.