18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Скептический взгляд на доброе и дурное правление

Для понимания фресок Лоренцетти важны психологические детали.  Фото: Google Art Project
Для понимания фресок Лоренцетти важны психологические детали.
Фото: Google Art Project
№136, ноябрь 2025
№136
Материал из газеты

Знаменитый фресковый цикл художника Амброджо Лоренцетти, украшающий Сиенскую ратушу, наполнен разного рода аллегориями. Но все ли они понятны сегодня? Профессор Жюль Леббок в своей новой книге пытается разобраться в оттенках и деталях

Многие полагают, что в последнее время Сиена переживает своеобразный ренессанс. Прошедшая в этом году с большим успехом выставка «Сиена. Расцвет живописи. 1300–1350» (экспонировалась в Метрополитен-музее в Нью-Йорке и в Национальной галерее в Лондоне) отдала дань уважения загадочным художникам из этого тосканского города, творчество которых достигло наивысшего расцвета в период перед эпидемией чумы 1348 года. Эту же тему на свой лад развивает Жюль Леббок, почетный профессор факультета философии и истории искусства Эссекского университета: в новой книге «Переосмысляя „Доброе и дурное правление“ Амброджо Лоренцетти» он проанализировал сложный и многослойный процесс создания шедевра досовременной эпохи. «Мы должны больше смотреть и меньше читать, — заявляет Леббок. — Глубины смысла можно обнаружить в самих изображениях». Объектом его исследования послужили шесть сцен из цикла фресок Амброджо Лоренцетти (1290–1348) «Плоды доброго и дурного правления», которые в XIV веке стали самым большим с античных времен изображением нерелигиозного характера.

Jules Lubbock. Ambrogio Lorenzetti’s Good and Bad Government Reconsidered. Paul Holberton Publishing. 184 с.: 134 ил. £45, $65. На английском языке
Jules Lubbock. Ambrogio Lorenzetti’s Good and Bad Government Reconsidered. Paul Holberton Publishing. 184 с.: 134 ил. £45, $65. На английском языке

Сиенские художники «золотой эпохи», отличавшиеся светским и скептическим восприятием жизни, любили обманывать ожидания. Они посмеивались над религиозными чудесами, подвергали сомнению святость принесших себя в жертву фанатиков, разоблачали уставших и ожесточившихся апостолов. Для них истина заключалась в творческом процессе; она проявлялась в тончайших вариациях композиции и техники письма, в едва заметных проблесках психологической правды, о которых говорят отведенный взгляд или сжатые губы.

То же самое можно сказать о философских по содержанию и чрезвычайно политизированных фресках, написанных Лоренцетти в зале Девяти в Сиенской ратуше в 1338–1339 годах. В росписях, покрывающих три стены помещения, справа он изобразил ухоженный город — пример «доброго правления», а на левой стене — тот, где царят насилие, раздоры и жадность — плоды «дурного правления». Фигура Мира изображена в конце зала, а не по центру стены и выглядит неожиданно отстраненной. Это, вероятно, одно из наиболее часто воспроизводимых изображений в сиенском искусстве.

Фреска Лоренцетти, изображающая ухоженный город — пример «доброго правления», в зале Девяти в Сиенской ратуше.  Фото: Google Art Project
Фреска Лоренцетти, изображающая ухоженный город — пример «доброго правления», в зале Девяти в Сиенской ратуше.
Фото: Google Art Project

Зал Девяти можно назвать командным пунктом девяти банкиров — жесткой олигархии, правившей в городе более 60 лет. Каталог выставки в Национальной галерее характеризует этот период как «эффективно управляемое, приверженное моральным принципам государство». Леббок придерживается иного мнения: это было «крайне репрессивное однопартийное государство», где верховенствовала «коллективная тирания». По его утверждению, сюжеты на фресках Лоренцетти гораздо более двусмысленны, чем принято считать. В них содержится завуалированное предостережение: художник показывает связь между идеалами и более мрачной действительностью, подчеркивая «изменчивость и хрупкость» этих идеалов. Он добивается такого эффекта благодаря мастерскому владению композицией и формой, «экспрессивной работе с красками, вариативности фактур, использованию цвета, а также символизму деталей».

Леббок цитирует Джованни Боккаччо, современника Лоренцетти. Высказываясь о творчестве Данте Алигьери, тот сравнивал поэзию с прячущимися в кроне деревьев плодами. Любые великие произведения искусства, писал он, «полны глубочайшего смысла, который подобен укрытому в листве плоду, меж тем как форму этих творений, красноречивую и богато украшенную, можно сравнить с древесной корой и листьями». Леббок подсказывает, как добраться до спрятанных смысловых слоев и каким образом художник доносит до нас эти смыслы, «изменяя и обогащая их» в процессе.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+