Университет — это храм науки во всех смыслах. В нем не только воспитывают юные умы, но и просвещают массы. Один из вспомогательных инструментов в этом деле — университетский музей, впервые появившийся в 1683 году в Оксфорде. С тех пор, подхватив эту идею, высшие учебные заведения по всему миру собирают, экспонируют и применяют в обучении свои коллекции.
Сегодня в российских вузах около 250 музеев, хранящих свыше 3,3 млн предметов из Музейного фонда РФ. Более 5 тыс. экспонатов насчитывает богатое собрание музейно-выставочного образовательного комплекса «Наука, техника, искусство» Московского финансово-юридическо го университета (МФЮА) и его вуза-партнера, Московского гуманитарно-технологического университета — Московского архитектурно-строительного института (МГТУ — МАСИ). Каждый филиал музейно выставочного комплекса МФЮА — МАСИ дает представление об отдельной отрасли науки. «Авиация и космонавтика» знакомит с историей покорения воздушного и космического пространства. Отдельно о космонавтике рассказывает музей «Спутник», где можно увидеть прибывшие с ледяной орбиты спускаемые аппараты, телекоммуникационные спутники или ракетные двигатели. «Наука и техника» на примере технических изобретений XVI– XXI веков демонстрирует переход человечества от простых механизмов к сложным современным устройствам; среди прочего здесь представлены редкие старинные фотоаппараты и ранние компьютеры. А первым из пяти существующих сегодня филиалов комплекса был музей «Искусство», который и по сей день является его основной площадкой. Здесь можно увидеть произведения иконописи, живописи, графи ки и скульптуры XV–XX веков, а интерьеры музея оформлены в духе русской усадебной культуры. Среди жемчужин коллекции — подлинники Яна Брейгеля Младшего, Ива на Айвазовского, Виктора Васнецова и других знаменитых живописцев.
В честь 35-летия МФЮА, в 2025 году, после двух лет подготовки, в новом учебном корпусе у метро «Красные Ворота» открылся еще один университетский музей. Он по священ культуре Тропической (или Черной) Африки, которая расположена к югу от пустыни Сахара.
«Наше название — „Африка: изображая невидимое“ — вторит концепции экспозиции. Через внешние атрибуты африканских племен мы старались показать их внутренний мир, верования и ценности», — объясняет директор комплекса «Наука, техника, искусство» Юлия Смирнова.
Многие знают о богатых собраниях африканских редкостей в Британском музее в Лондоне или в Музее на набережной Бранли в Париже. В России музеев, посвященных этому направлению, крайне мало, хотя Черный континент оказал большое влияние на европейских и российских деятелей культуры. Африкой вдохновлены многие коллекции Ива Сен-Лорана, фотографии Ман Рэя, стихи Николая Гумилева. Ректор МФЮА Алексей Забелин тоже увлечен «колыбелью человечества»: он собирает африканские артефакты, которые стали основой коллекции нового музея.
«Тропическая Африка была открытием начала XX века. На африканские артефакты стали обращать внимание не только как на предметы чисто этнографические, но и как на произведения искусства. Это случилось благодаря художни кам. Например, Анри Матиссу и Пабло Пикассо, которые проявляли большой интерес к культуре континента. Для европейских живописцев это стало глотком свежего воздуха», — рассказывает куратор Мария Спешинская-Зорич.
Музей Африки занимает всего два зала, но история представленных там предметов настолько богата, что кураторская экскурсия займет не меньше часа. Часть вы ставленных объектов — современные, так как многие древние артефакты не дошли до наших дней из-за тяжелого тропического климата и традиций африканских племен. Дело в том, что ритуальные маски и амулеты, как только они изнашивались, сжигали и заменяли новыми. Не смотря на сакральное значение, меняли их так же часто, как лапти на Руси. Важность предмета сохранялась до тех пор, по ка он использовался, а затем, по поверьям, дух покидал его.
У африканских племен широкое распространение получила резьба по дереву с геометризованной композицией — предметы такого рода и составили костяк коллекции. В регионе бытуют традиционные обряды с использованием масок, так что неудивительно, что их в экспозиции больше всего. Маски вырезали из цельного куска дерева, многие достигали огромных — относительно человеческой головы — размеров. Носить такие маски на голове и плечах, а тем более танцевать в них было тяжело. Поэтому ритуальным танцам долго обучались, а маски порой удерживали зубами (видимо, у представителей африканских племен они были очень крепкими).
Маски могли олицетворять добродетель и подлость, красоту и уродство. Так, в первом зале висят три маски красавиц разных племен. Их облик отличается, но есть и общие черты: гладкая кожа, высокий лоб и прямой нос. Глаза у всех прекрасных дев закрыты, ведь они олицетворяли духов предков, хотя нередко референсом для мастера служила конкретная соплеменница.
Однако не все ритуальные предметы исполняли по подобию человека. Они могли повторять облик животного: слона, гориллы, антилопы, наделяться утрированными чертами и частями тела животных. Такова, например, мужская маска народа сонгье: ее губы вытянуты в очень длинную трубочку, глаза и веки большие и надутые, а на голове — ирокез, похожий на рыбий плавник. Подобные маски надевали воины, чтобы устрашать врагов.
Доминанта второго зала — высокие деревянные статуи правителя народа бангва и его жены, покрытые «ритуальной коркой». Во время жертвоприношений статуи поливали кровью животных или пастой из орехов, впоследствии все это застывало и образовывало шероховатый верхний слой.
Вот лишь поверхностный рассказ об экзотической экспозиции нового Музея Аф рики МФЮА — МАСИ, который буквально погружает в мистические ритуалы древних племен. Пока об этом месте знает не так много людей, поэтому торопитесь насладиться им без толп.