18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Искусство Тропической Африки теперь в Москве

Экспозиция Музея Африки МФЮА.  Фото: Музей Африки МФЮА
Экспозиция Музея Африки МФЮА.
Фото: Музей Африки МФЮА
№137, декабрь-январь 2025
№137
Материал из газеты

При Московском финансово-юридическом университете (МФЮА) открылся музей искусства Африки, где через ритуальные атрибуты раскрывается характер нескольких тысяч племен тропической части континента

Университет — это храм науки во всех смыслах. В нем не только воспитыва­ют юные умы, но и просвещают мас­сы. Один из вспомогательных инструмен­тов в этом деле — университетский музей, впервые появившийся в 1683 году в Окс­форде. С тех пор, подхватив эту идею, выс­шие учебные заведения по всему миру со­бирают, экспонируют и применяют в обу­чении свои коллекции.

Сегодня в российских вузах около 250 му­зеев, хранящих свыше 3,3 млн предметов из Музейного фонда РФ. Более 5 тыс. экс­понатов насчитывает богатое собрание музейно­-выставочного образовательно­го комплекса «Наука, техника, искусство» Московского финансово-­юридическо­ го университета (МФЮА) и его вуза­-парт­нера, Московского гуманитарно-­техноло­гического университета — Московского архитектурно­-строительного института (МГТУ­ — МАСИ). Каждый филиал музейно­ выставочного комплекса МФЮА — МАСИ дает представление об отдельной отрасли науки. «Авиация и космонавтика» зна­комит с историей покорения воздушного и космического пространства. Отдельно о космонавтике рассказывает музей «Спут­ник», где можно увидеть прибывшие с ле­дяной орбиты спускаемые аппараты, те­лекоммуникационные спутники или ра­кетные двигатели. «Наука и техника» на примере технических изобретений XVI– XXI веков демонстрирует переход челове­чества от простых механизмов к сложным современным устройствам; среди прочего здесь представлены редкие старинные фо­тоаппараты и ранние компьютеры. А пер­вым из пяти существующих сегодня фи­лиалов комплекса был музей «Искусство», который и по сей день является его основ­ной площадкой. Здесь можно увидеть про­изведения иконописи, живописи, графи­ ки и скульптуры XV–XX веков, а интерьеры музея оформлены в духе русской усадебной культуры. Среди жемчужин коллекции — подлинники Яна Брейгеля Младшего, Ива­ на Айвазовского, Виктора Васнецова и дру­гих знаменитых живописцев.

В честь 35­-летия МФЮА, в 2025 году, после двух лет подготовки, в новом учебном кор­пусе у метро «Красные Ворота» открылся еще один университетский музей. Он по­ священ культуре Тропической (или Чер­ной) Африки, которая расположена к югу от пустыни Сахара.

Экспозиция Музея Африки МФЮА.  Фото: Музей Африки МФЮА
Деревянная скульптура народа фанг, имитирующая навершие реликвария (слева); покрытая бисером фигура мужского предка народа бамилеке (справа); маска чихонго народа чокве с перьями (в центре).  Фото: Музей Африки МФЮА
Экспозиция Музея Африки МФЮА.  Фото: Музей Африки МФЮА
Экспозиция Музея Африки МФЮА.  Фото: Музей Африки МФЮА
Экспозиция Музея Африки МФЮА.
Фото: Музей Африки МФЮА
Деревянная скульптура народа фанг, имитирующая навершие реликвария (слева); покрытая бисером фигура мужского предка народа бамилеке (справа); маска чихонго народа чокве с перьями (в центре).
Фото: Музей Африки МФЮА
Экспозиция Музея Африки МФЮА.
Фото: Музей Африки МФЮА
Экспозиция Музея Африки МФЮА.
Фото: Музей Африки МФЮА

«Наше название — „Африка: изображая невидимое“ — вторит концепции экспо­зиции. Через внешние атрибуты африкан­ских племен мы старались показать их вну­тренний мир, верования и ценности», — объясняет директор комплекса «Наука, техника, искусство» Юлия Смирнова.

Многие знают о богатых собраниях аф­риканских редкостей в Британском му­зее в Лондоне или в Музее на набережной Бранли в Париже. В России музеев, посвя­щенных этому направлению, крайне ма­ло, хотя Черный континент оказал боль­шое влияние на европейских и российских деятелей культуры. Африкой вдохновлены многие коллекции Ива Сен­-Лорана, фото­графии Ман Рэя, стихи Николая Гумилева. Ректор МФЮА Алексей Забелин тоже увле­чен «колыбелью человечества»: он собира­ет африканские артефакты, которые стали основой коллекции нового музея.

«Тропическая Африка была открыти­ем начала XX века. На африканские арте­факты стали обращать внимание не толь­ко как на предметы чисто этнографиче­ские, но и как на произведения искус­ства. Это случилось благодаря художни­ кам. Например, Анри Матиссу и Пабло Пи­кассо, которые проявляли большой инте­рес к культуре континента. Для европей­ских живописцев это стало глотком свеже­го воздуха», — рассказывает куратор Мария Спешинская-­Зорич.

Музей Африки занимает всего два зала, но история представленных там предме­тов настолько богата, что кураторская экс­курсия займет не меньше часа. Часть вы­ ставленных объектов — современные, так как многие древние артефакты не дошли до наших дней из­-за тяжелого тропического климата и традиций африканских племен. Дело в том, что ритуальные ма­ски и амулеты, как только они изнаши­вались, сжигали и заменяли новыми. Не­ смотря на сакральное значение, меняли их так же часто, как лапти на Руси. Важ­ность предмета сохранялась до тех пор, по­ ка он использовался, а затем, по поверьям, дух покидал его.

Экспозиция Музея Африки МФЮА.  Фото: Музей Африки МФЮА
Экспозиция Музея Африки МФЮА.
Фото: Музей Африки МФЮА

У африканских племен широкое распро­странение получила резьба по дереву с гео­метризованной композицией — предметы такого рода и составили костяк коллекции. В регионе бытуют традиционные обряды с использованием масок, так что неудиви­тельно, что их в экспозиции больше все­го. Маски вырезали из цельного куска де­рева, многие достигали огромных — отно­сительно человеческой головы — разме­ров. Носить такие маски на голове и пле­чах, а тем более танцевать в них было тя­жело. Поэтому ритуальным танцам долго обучались, а маски порой удерживали зу­бами (видимо, у представителей африкан­ских племен они были очень крепкими).

Маски могли олицетворять добродетель и подлость, красоту и уродство. Так, в пер­вом зале висят три маски красавиц раз­ных племен. Их облик отличается, но есть и общие черты: гладкая кожа, высокий лоб и прямой нос. Глаза у всех прекрасных дев закрыты, ведь они олицетворяли духов предков, хотя нередко референсом для ма­стера служила конкретная соплеменница.

Однако не все ритуальные предметы ис­полняли по подобию человека. Они могли повторять облик животного: слона, горил­лы, антилопы, наделяться утрированными чертами и частями тела животных. Такова, например, мужская маска народа сонгье: ее губы вытянуты в очень длинную трубочку, глаза и веки большие и надутые, а на голо­ве — ирокез, похожий на рыбий плавник. Подобные маски надевали воины, чтобы устрашать врагов.

Доминанта второго зала — высокие де­ревянные статуи правителя народа бангва и его жены, покрытые «ритуальной кор­кой». Во время жертвоприношений ста­туи поливали кровью животных или па­стой из орехов, впоследствии все это за­стывало и образовывало шероховатый верхний слой.

Вот лишь поверхностный рассказ об эк­зотической экспозиции нового Музея Аф­ рики МФЮА — МАСИ, который буквально погружает в мистические ритуалы древних племен. Пока об этом месте знает не так много людей, поэтому торопитесь насла­диться им без толп.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+