18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Тень леонардовской улыбки еще раз тронула губы святой Екатерины

Бернардино Луини. «Распятие с Мадонной, святыми Павлом, Марией Магдалиной, Иоанном и Франциском».  Фото: Станислав Марченко/Государственный Эрмитаж
Бернардино Луини. «Распятие с Мадонной, святыми Павлом, Марией Магдалиной, Иоанном и Франциском».
Фото: Станислав Марченко/Государственный Эрмитаж
№136, ноябрь 2025
№136
Материал из газеты

Государственный Эрмитаж шаг за шагом реставрирует картины Бернардино Луини, ученика Леонардо да Винчи. Первые — и важнейшие — результаты этого труда продемонстрированы сейчас на исследовательской мини-выставке в Аполлоновом зале Зимнего дворца

Три живописных произведения Бернардино Луини (около 1480 — 1532), важного мастера ломбардской школы, находившегося под сильным влиянием Леонардо да Винчи, хранятся в Зимнем дворце с императорских времен. Это крупнейшее собрание его произведений в стране. Небольшая временная экспозиция в эрмитажном Апполоновом зале стала своего рода отчетной, показывающей отношение музея к этому автору. На ней представлены его «Святой Себастьян», «Святая Екатерина» и «Распятие с Мадонной, святыми Павлом, Марией Магдалиной, Иоанном и Франциском». Первые две картины только что возвратились из реставрационных мастерских и после окончания выставки «Бернардино Луини. К завершению реставрации» (до 23 ноября) займут свои прежние места в зале Леонардо и его учеников. Работы над третьей пока не начинались — и тем разительнее контраст.

Бернардино Луини. «Святая Екатерина».   Фото: Государственный Эрмитаж
Бернардино Луини. «Святая Екатерина».
Фото: Государственный Эрмитаж

Два образа святых были исследованы в отделе научно-технической экспертизы ГЭ и прошли через лабораторию научной реставрации станковой живописи. В основном над картинами работали два реставратора — Мария Шулепова («Святой Себастьян») и Андрей Цветков («Святая Екатерина»). Изображение Екатерины примечательно в первую очередь узнаваемой леонардесковой загадочной улыбкой, которую теперь намного легче разглядеть. Также стали хорошо различимы атрибуты мученицы — пальмовая ветвь и колесо с шипами.

С точки зрения иконографии гораздо богаче ростовое изображение мученика Себастьяна, причем нетипично бородатого. По факту это аллегорический портрет миланского герцога Франческо II Сфорцы (1495–1535), сопровожденный латинской надписью «Как охотно я из любви к тебе испытаю сладкие стрелы, помни». Реставратор Мария Шулепова, в чьем портфолио не одно ренессансное произведение, рассказала нам о работе над этой картиной.

При поступлении в Эрмитаж в XIX веке «Святой Себастьян» был дублирован с древесины на холст, но неудачно, и спустя несколько лет пришлось его дублировать заново — была утрачена даже грунтовка. Недавние исследования обнаружили повреждения основы; сохранившийся авторский красочный слой оказался тончайшим.

Бернардино Луини. «Святой Себастьян».  Фото: Станислав Марченко/Государственный Эрмитаж
Бернардино Луини. «Святой Себастьян».
Фото: Станислав Марченко/Государственный Эрмитаж

«По большому счету до нас дошли микроны Луини. Красочный слой был очень поврежден и с лицевой стороны, и с тыльной. Было много утрат и потертостей, покрытых старыми реставрационными записями, возможно еще XIX века, — рассказывает Шулепова. — В итоге оказалось, что сильно переписана сама фигура, тотально переписаны фоны — сад, в котором расстреляли Себастьяна, был почти неразличим. В цветовом плане вещь также дошла до нас в искаженном состоянии. На ней было три-четыре слоя лака, которые полностью потемнели и пожелтели, категорически изменив весь колорит произведения».

Реставратор убрала поздние лаковые слои и утончила нижние, чтобы на поверхности остался самый ранний реставрационный или авторский слой. Работы по раскрытию длились три года; еще около года ушло на тонировку крупных и мелких утрат живописи. В итоге полотно выглядит ярким и свежим, на поверхности из-под слоя темного лака появились цветочки, листва. «Возвращен самый важный нюанс — сфумато, светотеневая моделировка, в которой Луини очень тщательно работал, будучи истинным наследником леонардовской школы», — говорит Мария Шулепова.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+