Крохотные фрагменты шелка, взятые из парадного одеяния, в котором почти 550 лет назад был похоронен епископ Уолтер Лайерт, собрали воедино, чтобы создать копию роскошной пурпурно-алой ткани. Эти фрагменты хранятся в замке Норидж на востоке Англии на правах долгосрочной аренды с тех самых пор, как их обнаружили в 1899 году, когда могилу епископа вскрыли в ходе строительных работ в Нориджском соборе. «Лайерт был похоронен в великолепном одеянии», — рассказывает Агата Гомолка, помощник куратора в проекте реконструкции замка Норидж, который в августе, после десятилетнего перерыва, вновь открылся для посетителей.
Лоскутки взяли в качестве образцов более века назад; большая часть из них осталась в Норидже, но 16 фрагментов передали в дар Музею Виктории и Альберта в Лондоне. Однако эти кусочки ткани редко выставлялись из-за хрупкости, не позволяющей экспонировать их подолгу.
Нынешний проект был реализован в рамках £23-миллионной реконструкции с перепланировкой норманнского донжона, проведенной Музеем и художественной галереей замка Норидж. Идея, реализованная в сотрудничестве с Нориджским собором и шелкоткацкой мануфактурой Гейнсборо в Саффолке при поддержке Ассоциации костюма и текстиля Нориджа, заключалась в том, чтобы использовать воссозданную ткань для демонстрации цветов и узоров оригинального шелкового облачения и экспонировать ее вместе с некоторыми из фрагментов — попеременно, чтобы защитить их от износа.
Первый этап изучения лоскутков показал наличие двух узоров. «Узор A» состоит из буквы M, которая, по-видимому, представляет собой монограмму Девы Марии, и цветочного орнамента, напоминающего тюльпаны. Гомолка обнаружила очень похожую ткань на иконе «Коронование Богородицы» (1358) Паоло и Джованни Венециано, которая сейчас хранится в Коллекции Фрика в Нью-Йорке. «Узор Б» тоже содержит растительные элементы, в том числе гранаты. Кроме того, на нем изображены птицы. Гомолка полагает, что это фениксы — мотив, редко встречающийся на шелковых узорах XV века.
При воссоздании ткани специалисты использовали фотографии высокого разрешения, чтобы уточнить схему узора, которую составили на основе лоскутов в 1899 году. «Фрагменты дали достаточно информации, чтобы получить представление о полном цикле узора», — говорит Гомолка.
Анализ металлической нити показал, что в изображениях фениксов была применена позолоченная серебряная нить (сейчас ее заменили не столь дорогостоящей нитью золотого цвета). Из красителей реконструкторы использовали тот же крапп, а вот французский пурпур, который изначально изготавливался из лишайников, заменили синтетическим красителем.
После двух лет исследований, проработки деталей и производства эти ткани экспонируются в замке Норидж, причем небольшое количество воссозданного шелка доступно для приобретения. Со временем предполагается изготовить несколько плувиалов — длинных церемониальных накидок, которые носят священнослужители, — для богослужений и тем самым вернуть воссозданную ткань в собор, где она использовалась изначально.