18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

В английском Норидже воссоздали ткань «из могилы»

Специалистам удалось воссоздать копию роскошной церемониальной шелковой ткани 1470-х годов. Фото: Helen Stokes/Norwich Castle Museum & Art Gallery
Специалистам удалось воссоздать копию роскошной церемониальной шелковой ткани 1470-х годов.
Фото: Helen Stokes/Norwich Castle Museum & Art Gallery
№136, ноябрь 2025
№136
Материал из газеты

Фрагменты шелка, из которого 550 лет назад было пошито церемониальное архиепископское облачение, послужили отправной точкой для современной реконструкции этой старинной ткани. Результаты текстильного «клонирования» уже налицо

Крохотные фрагменты шелка, взятые из парадного одеяния, в котором почти 550 лет назад был похоронен епископ Уолтер Лайерт, собрали воедино, чтобы создать копию роскошной пурпурно-алой ткани. Эти фрагменты хранятся в замке Норидж на востоке Англии на правах долгосрочной аренды с тех самых пор, как их обнаружили в 1899 году, когда могилу епископа вскрыли в ходе строительных работ в Нориджском соборе. «Лайерт был похоронен в великолепном одеянии», — рассказывает Агата Гомолка, помощник куратора в проекте реконструкции замка Норидж, который в августе, после десятилетнего перерыва, вновь открылся для посетителей.

Лоскутки взяли в качестве образцов более века назад; большая часть из них осталась в Норидже, но 16 фрагментов передали в дар Музею Виктории и Альберта в Лондоне. Однако эти кусочки ткани редко выставлялись из-за хрупкости, не позволяющей экспонировать их подолгу.

Нынешний проект был реализован в рамках £23-миллионной реконструкции с перепланировкой норманнского донжона, проведенной Музеем и художественной галереей замка Норидж. Идея, реализованная в сотрудничестве с Нориджским собором и шелкоткацкой мануфактурой Гейнс­боро в Саффолке при поддержке Ассоциации костюма и текстиля Нориджа, заключалась в том, чтобы использовать воссозданную ткань для демонстрации цветов и узоров оригинального шелкового облачения и экспонировать ее вместе с некоторыми из фрагментов — попеременно, чтобы защитить их от износа.

Лоскутки взяли в качестве образцов более века назад; большая часть из них осталась в Норидже, но 16 фрагментов передали в дар Музею Виктории и Альберта в Лондоне. Фото: Helen Stokes/Norwich Castle Museum & Art Gallery
Лоскутки взяли в качестве образцов более века назад; большая часть из них осталась в Норидже, но 16 фрагментов передали в дар Музею Виктории и Альберта в Лондоне.
Фото: Helen Stokes/Norwich Castle Museum & Art Gallery

Первый этап изучения лоскутков показал наличие двух узоров. «Узор A» состоит из буквы M, которая, по-видимому, представляет собой монограмму Девы Марии, и цветочного орнамента, напоминающего тюльпаны. Гомолка обнаружила очень похожую ткань на иконе «Коронование Богородицы» (1358) Паоло и Джованни Венециано, которая сейчас хранится в Коллекции Фрика в Нью-Йорке. «Узор Б» тоже содержит растительные элементы, в том числе гранаты. Кроме того, на нем изображены птицы. Гомолка полагает, что это фениксы — мотив, редко встречающийся на шелковых узорах XV века.

При воссоздании ткани специалисты использовали фотографии высокого разрешения, чтобы уточнить схему узора, которую составили на основе лоскутов в 1899 году. «Фрагменты дали достаточно информации, чтобы получить представление о полном цикле узора», — говорит Гомолка.

Анализ металлической нити показал, что в изображениях фениксов была применена позолоченная серебряная нить (сейчас ее заменили не столь дорогостоящей нитью золотого цвета). Из красителей реконструкторы использовали тот же крапп, а вот французский пурпур, который изначально изготавливался из лишайников, заменили синтетическим красителем.

После двух лет исследований, проработки деталей и производства эти ткани экспонируются в замке Норидж, причем небольшое количество воссозданного шелка доступно для приобретения. Со временем предполагается изготовить несколько плувиалов — длинных церемониальных накидок, которые носят священнослужители, — для богослужений и тем самым вернуть воссозданную ткань в собор, где она использовалась изначально.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Коллекционеры на первом плане
The Art Newspaper Russiа выпустила новую книгу — «25 интервью с коллекционерами. 2013–2025». Среди героев сборника — Андрей Малахов, Петр Авен, Вагит Алекперов, Шалва Бреус, Марианна Сардарова и Наталия Опалева
11.11.2025
Коллекционеры на первом плане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+