18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Здание архитектурного бюро Дональда Джадда возродилось из пепла

Здание, в котором располагалось архитектурное бюро Дональда Джадда в Марфе, открылось после долгой реставрации. Фото: Matthew Millman/Judd Foundation
Здание, в котором располагалось архитектурное бюро Дональда Джадда в Марфе, открылось после долгой реставрации.
Фото: Matthew Millman/Judd Foundation
№135, октябрь 2025
№135
Материал из газеты

Обосновавшись в начале 1990-х в этом доме, бывшем продуктовом магазине, знаменитый художник продолжал проектировать переустройство техасского городка Марфа. Его архитектурное бюро пришлось заново реставрировать после пожара 2021 года

Здание, в котором располагалось архитектурное бюро Дональда Джадда (1928–1994) в Марфе, 20 сентября открылось после долгой реставрации. Работы стоимостью $3,3 млн начались там еще в 2018 году — в рамках проекта по восстановлению шести объектов, находящихся в ведении Фонда Джадда. Но в 2021 году, меньше чем за месяц до завершения реставрации, в бюро вспыхнул пожар. Огонь полыхал в двухэтажном кирпичном доме более 12 часов, в результате обрушились части кровли и верхнего этажа. Пришлось начинать все заново.

Строение площадью 465 кв. м прежде служило продуктовым магазином. Фото: Elizabeth Felicella/Judd Foundation
Строение площадью 465 кв. м прежде служило продуктовым магазином.
Фото: Elizabeth Felicella/Judd Foundation

Джадд приобрел это строение площадью 465 кв. м, прежде служившее продуктовым магазином, в 1990 году. Оно находится в престижной части Хайленд-авеню в историческом районе Центральная Марфа, и его стеклянный фасад выходит на главную улицу, соединяя внутреннее пространство с городом. «Было логично разместить здесь офис, как бы более открытый для широкой публики, хотя на деле посетители там почти не бывали. По большей части он был там один, — рассказывает Флавин Джадд, художественный директор Фонда Джадда и сын художника. — За короткий период, буквально за два-три года, он купил все постройки в центре города. Никто больше не интересовался ими».

В здании хранятся произведения искусства, мебель, архитектурные макеты и чертежи, не пострадавшие в пожаре благодаря тому, что их вывезли на время ремонта. Первый этаж, часть которого фонд будет использовать в качестве офиса, — единственное помещение в Марфе, где экспонируется мебель только самого Джадда; на остальных площадках его работы соседствуют с произведениями других дизайнеров и предметами старины. Верхний этаж, где, как и прежде, будут работать сотрудники фонда и исследователи, Джадд когда-то обставил скульптурами Джона Чемберлена и мебелью Алвара Аалто. По словам Флавина Джадда, в отличие от здания на Спринг-стрит, 101 в Нью-Йорке, интерьеры которого художник совершенствовал на протяжении трех десятилетий, пространства архитектурного бюро в целом характеризуются «более свободной планировкой» и были «оформлены довольно быстро».

В здании хранятся произведения искусства, мебель, архитектурные макеты и чертежи, не пострадавшие в пожаре благодаря тому, что их вывезли на время ремонта. Фото: Matthew Millman/Judd Foundation
В здании хранятся произведения искусства, мебель, архитектурные макеты и чертежи, не пострадавшие в пожаре благодаря тому, что их вывезли на время ремонта.
Фото: Matthew Millman/Judd Foundation

«Единственный принцип нынешней реставрации заключался в том, чтобы не трогать то, что не сломано, — объясняет художественный директор фонда. — Мы хотели, чтобы она осталась незаметной».

Проект был реализован архитектурной фирмой Schaum Architects, ранее Schaum Shieh. Ее директор Трой Шаум рассказывает, что по счастью все элементы здания были тщательно задокументированы. «Если бы сгорела другая постройка на территории кампуса, у нас было бы гораздо меньше информации», — говорит он.

Но одно заметное изменение все-таки внесли: на фасад вернули навес, предназначенный для затенения его стеклянной части, который Джадд когда-то снял. Навес воссоздали на основе архивных фотографий и оборудовали рамы незаметными вентиляционными отверстиями, которые втягивают воздух и создают систему климат-контроля, известную как «ночная продувка» — это традиционная техника в архитектуре пустынь, позволяющая поддерживать прохладу в помещении. Кроме того, для защиты от мелкой пыли из пустыни установили фильтры. Во всем здании проложили изоляцию и вставили стеклопакеты, чтобы уменьшить перепады температуры.

Всю мебель для архитектурного офиса в Марфе Дональд Джадд проектировал сам.  Фото: Matthew Millman/Judd Foundation
Всю мебель для архитектурного офиса в Марфе Дональд Джадд проектировал сам.
Фото: Matthew Millman/Judd Foundation

Архитектурное бюро открылось с программой мероприятий и торжеств, призванных привлечь местных жителей и представить в более широком контексте это здание, внесенное в национальный реестр в составе исторического района Центральная Марфа.

Теперь, вероятно, фонд зай­мется стоящей неподалеку студией, которая служила для художника, как объясняет Флавин Джадд, «местом, где можно было отдыхать, читать и чертить». «Мы продвигаемся постепенно, — добавляет он. — Здания непрерывно разрушаются, даже если они просто стоят, поэтому мы постоянно ведем в них ремонтные работы. Но реставрация — это уже более крупный проект, чем просто текущее техническое обслуживание. В конечном итоге мы доберемся до всех построек».

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+