18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали

Завершена плановая реставрация фасадов храма Вознесения Господня XVI века в музее-заповеднике «Коломенское». Фото: Музей-заповедник «Коломенское» после
Завершена плановая реставрация фасадов храма Вознесения Господня XVI века в музее-заповеднике «Коломенское».
Фото: Музей-заповедник «Коломенское» после

Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной

Завершена плановая реставрация фасадов храма Вознесения Господня XVI века в музее-заповеднике «Коломенское». Работы длились два с половиной года. В основном они были связаны с сохранением впечатляющего белоснежного облика знаменитого храма.

Впрочем, для правильного понимания, как именно шла реставрация церкви, надо знать, что она хотя и белоснежная, но не белокаменная. Здание сложено из красного кирпича, украшенного наличниками и другими резными деталями из белого камня. То есть в первый период своего существования оно было будто покрыто кружевом, однако считается, что после одного из татарских нашествий на Москву его стены оказались под копотью от пожарищ, и поэтому в XVI веке на них нанесли белый известковый состав. «Когда мы расчистили стенку, кое-где были видны черные засмоленные кирпичи, — рассказал нашему изданию начальник участка архитектурно-реставрационного товарищества Дмитрий Дубов, занимавшийся реставрацией храма, — однако невозможно утверждать, что это следы того самого пожара».

Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Фото: Музей-заповедник «Коломенское»
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года.
Фото: Музей-заповедник «Коломенское»

Сейчас кирпичный фасад расчищен, кладка отремонтирована, произведена реставрация, вычинка, замещение утраченных фрагментов. Места с биопоражениями, грибком, солевыми отложениями были обработаны специализированными составами. Старая известковая обмазка (предыдущая реставрация проводилась в 2000-х годах) была снята и полностью обновлена, рассказывает Дубов.

Затем были отреставрированы белокаменные детали и декоративные элементы — кокошники, наличники, капители с резьбой и стрельчатые окна. Белый камень, разумеется, не стали красить известковыми красками, он сохранил естественный цвет. Однако его покрыли полупрозрачным защитным составом, тонировкой, которая одновременно создает однородность белого цвета без пятен, а также работает гидрофобизатором (водооталкивающим слоем).

Старая известковая обмазка была снята.  Фото: Музей-заповедник «Коломенское»
Старая известковая обмазка была снята.
Фото: Музей-заповедник «Коломенское»

Примечательно, что снаружи на восточном фасаде сохранилось каменное «царское место» — сень с изображением двуглавого орла. Ранее оно было расписано охрой, терракотовой и зеленой краской, однако реставраторы не стали восстанавливать эту полихромию, нарушающую стилистическое единство храма, а музеефицировали его, сохранив следы времени. Вообще, как подчеркнули в пресс-службе мэрии, храм не стали идеально белить «под ключ», словно при евроремонте: «Небольшие утраты и неровности намеренно оставили и законсервировали, чтобы подчеркнуть возраст церкви, которой скоро исполнится 500 лет».

Справка
О планах

К лету 2026 года в подклете храма подготовят новую экспозицию об истории здания. Научным консультантом по ее созданию стал Андрей Баталов, доктор искусствоведения, профессор, почетный член Российской академии художеств. Эта выставка в подклете, сообщает музей-заповедник, будет работать круглый год, сама же церковь, в связи со своим устройством, будет открыта только в теплое время. Поскольку она является частью музея, как и ранее, богослужения будут совершаться в дни главных церковных праздников.

Еще…

Реставрационные работы коснулись и цокольной части храма, которая сохранилась в очень хорошем состоянии, — здание возведено на возвышении, вдали от почвенных вод. Было произведено инъектирование некоторых частей нижней части здания и восстановлен исторический облик цоколя. Камни пронумеровали, разобрали, сложили основание под крыльцо, под которое была подведена гидроизоляция, затем камни были сложены в обратном порядке. В участки, где камень был деструктирован либо же отсутствовал, были сделаны вставки или докомпоновки.

Сообщается, что особое внимание уделили знаменитому храмовому шатру: очистили его кирпичную кладку от загрязнений и старой обмазки, обработали биоцидным составом, загрунтовали, нанесли новое покрытие и краску. Крест и «яблоко» под ним очистили и покрыли позолотой.

Сейчас кирпичный фасад расчищен, кладка отремонтирована, произведена реставрация, вычинка, замещение утраченных фрагментов. Фото: Музей-заповедник «Коломенское»
Сейчас кирпичный фасад расчищен, кладка отремонтирована, произведена реставрация, вычинка, замещение утраченных фрагментов.
Фото: Музей-заповедник «Коломенское»

Тем не менее для публики храм откроют только к престольному празднику Вознесения Господня в мае 2026 года. За оставшееся время интерьер должны подготовить для посетителей. В частности, в верхнем помещении вернут тябловый иконостас. Кроме того, внутри должны провести те же самые реставрационные работы, что на фасаде, однако они будут более мелкими, так как внутри стены не страдают от московской погоды. Также предстоит заменить все коммуникации: инженерные сети, слабые токи, электричество, освещение, видеонаблюдение, пожарную и охранную сигнализации. Современное электрическое отопление и приточная вентиляция в нижнем храме уже установлены.

Работы по реставрации проводятся в рамках комплексного благоустройства Коломенского с парком и набережной. На очереди у реставраторов еще несколько объектов музея-заповедника, среди них — здание Сытного двора.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+