18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Мультимедиа Арт Музей готовит ретроспективу Ани Желудь

Аня Желудь. «Вдох-выдох». 2022. Фрагмент.  Фото: Коллекция Aksenov Family Foundation
Аня Желудь. «Вдох-выдох». 2022. Фрагмент.
Фото: Коллекция Aksenov Family Foundation

МАММ покажет посмертную ретроспективу Ани Желудь, где соберет ее работы от ранней живописи до последней инсталляции «Абзац». Выставка «Вдох-выдох» займет два этажа

Из пяти проектов, которыми Мультимедиа Арт Музей, Москва откроет осенний сезон, важнейший — выставка Ани Желудь. В начале июня 43-летняя Анна Желудковская (так по паспорту) ушла из жизни, кажется устав бороться за связь с реальностью, которую она то теряла, то вновь нащупывала последние 15 лет. Вскоре после ее смерти московский Зверевский центр свободного искусства сделал неплохую выставку ее работ. Теперь большой музей пытается собрать объемный портрет одной из самых значительных художниц ее поколения.

Директор МАММ Ольга Свиблова характеризует проект как ретроспективу-конспект, где собраны все главные работы Желудь за более чем 20 лет, но исключены повторы, коих у нее немало. Название выставки — «Вдох-выдох» — позаимствовано из ее монохромной картины. Несмотря на то что Аня Желудь нашла свой узнаваемый почерк в объектах, очерчивающих контуры предметов металлической проволокой, она никогда не бросала живопись, с которой начинала в 2000-х. Кажется, рисование стало для нее способом поддерживать связь с миром, тем самым вдохом, который позволял выжить.

Аня Желудь. «Вдох-выдох». 2022.  Фото: Коллекция Aksenov Family Foundation
Аня Желудь. «Вдох-выдох». 2022.
Фото: Коллекция Aksenov Family Foundation

Тексты на выставке станут не менее важным штрихом к портрету, чем знаковые объекты и инсталляции. Слова на сером фоне в белом облачке говорят о состоянии автора сами за себя: «Нет сил», «Всё есть и ничего нет», «Трудоспособность пропала», «Душа не на месте», «Кота задовила машина» (орфография и пунктуация авторские). Такие стихи художница показывала на выставках 2016–2017 годов, а работа, что дала название проекту, написана уже в 2022-м, когда она, живя в поселке Электроизолятор под Гжелью, иногда месяцами не выходила из комнаты.

Несмотря на это, она писала по несколько сотен картин в год и продавала за гроши. У талантливой Ани Желудь, которая прогремела на весь мир проектом «Коммуникации» (2009) на главной выставке 53-й Венецианской биеннале современного искусства, были все шансы и для стремительного коммерческого успеха, но его не случилось. Однажды, в 2012-м, незадолго до того, как получить премию «Инновация», она устроила выставку «Отдам в хорошие руки» в московском фонде «Эра», где раздавала свою живопись и живописную графику 2000-х всем желающим — безвозмездно. «Много добрых рук оказалось в нашем музее — ряд работ, в том числе картины с чесноком, которые бесконечно писала Аня, нашелся у сотрудников, включая бухгалтерию. А всего в выставке задействовано много музейных собраний и 12 частных коллекций», — рассказала Ольга Свиблова.

Не обойдется и без этапных проектов Желудь: «Коммуникаций», показанного в Венеции, Петербурге и Москве, где Аня теряет связи, но в финале тотального проекта находит, и «Абзаца», открывшегося в PA Gallery незадолго до смерти художницы — в нем оборванные пучки проводов одиноко торчат из стены, всякие связи здесь уже утрачены.

Аня Желудь.  Фото: PA Gallery
Аня Желудь.
Фото: PA Gallery

Будут и знакомые объекты из проволоки, неоднократно показанные на разных площадках и сделавшие почерк Ани Желудь очень узнаваемым. Комнатные растения, мебель, одежда, графично передающие в металле домашний быт, отражают не только пластический метод концептуального аскетизма, замешанного с наполненностью пустоты, но и образ жизни. Кажется, предметы, особенно после кончины ее мужа Виталия Скворцова, одного из основателей московской галереи «Экспо-88», которая и открыла художницу, стали ей ближе людей.

Вместе с ретроспективой Ани Желудь МАММ представит еще четыре выставки. Это «История села Ижевское. 1890-е — 1930-е годы» в фотографиях Ивана Филатова, рассказывающего о малой родине Константина Циолковского на рубеже веков с проекцией на историю всей страны; выставка Владимира Грига «Спасибо, что были с нами», чьи детальные и ироничные картины из стекляруса стоит рассматривать не менее внимательно, чем полотна Босха; проект «Фундаментальный лексикон. Современное российское искусство из Фонда Синара» в рамках стратегической программы музея «Частные коллекции в МАММ», где обретут вес явные и неявные фигуры искусства 1950–2020-х; и «Опознанный объект» Андрея Гросицкого, одного из недооцененных героев московского андерграунда, который ушел из жизни в 2017 году.

Мультимедиа Арт Музей, Москва
«Вдох-выдох»
26 сентября – 7 декабря

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
09.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+