18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Слоеный пирог из знаний, игры и веселья подготовили в Центре Гетти

Георг Бочкай. Наложенные друг на друга буквы, составляющие имена знаменитых женщин Древнего Рима. 1561–1562. Фото: Getty Museum
Георг Бочкай. Наложенные друг на друга буквы, составляющие имена знаменитых женщин Древнего Рима. 1561–1562.
Фото: Getty Museum
№132, июнь 2025
№132
Материал из газеты

Организаторы выставки «Символы и знаки. Расшифровывая средневековые рукописи» сравнивают кодовые системы той поры с современными эмодзи

Если долго всматриваться в богато украшенные страницы Пятикнижия Ротшильда, то вне зависимости от того, способны ли вы его прочитать или нет, велик шанс ощутить благоговейный трепет. Манускрипт, созданный при свечах двумя еврейскими писцами, содержит более тысячи страниц, сотни из которых украшены изображениями животных и растений на маргиналиях, замысловатыми ивритскими буквицами и полностраничными изображениями таких объектов, как золотая менора.

Конечно, чтобы разглядывать оригинал, нужно обладать определенными привилегиями: 700-летние книги, как правило, недоступны для широкой публики. А тот факт, что они по большей части носят религиозный характер и написаны на языках, которые сегодня уже не в ходу, окутывает их еще более плотным слоем непроницаемости.

Страница из Пятикнижия Ротшильда. 1296. Фото: Getty Museum
Страница из Пятикнижия Ротшильда. 1296.
Фото: Getty Museum

Экспозиция «Символы и знаки. Расшифровывая средневековые рукописи» в лос-анджелесском Центре Гетти призвана опровергнуть расхожее представление о том, что они всегда были такими таинственными. «Мы хотели показать, как средневековые люди использовали кодовые системы, — рассказывает Орсолия Меднянски, помощник куратора в отделе рукописей Центра Гетти. — Мы же понимаем эмодзи, которые используем в переписке. Если бы вы родились в той культуре, вам все было бы понятно».

На выставке рассматриваются три типа кодов — словесные, визуальные и схематические — на объектах IX–XVII веков, от немецких псалтирей до армянских евангелий. Одно каролингское Евангелие содержит столбец из четырех греческих крестов, украшенный монограммами, которые читаются как «Епископ Фолквич приказал Вальраму написать (эту книгу)». Они не имеют никакого отношения к библейскому тексту, но информативны для современного читателя. В сцене Благовещения в Кодексе Ирменгарды XI века архангел Гавриил изображен на пастельно-голубом фоне, а Дева Мария — на сиреневом: голубой цвет символизирует божественную власть, а фиолетовый — мирскую. Все просто.

Страница из Псалтири. Германия. 1240-1250.  Фото: Getty Museum
Страница из Псалтири. Германия. 1240-1250.
Фото: Getty Museum

Кураторы перемежают средневековые рукописи фотографиями из коллекции Гетти, тематика которых связана с алфавитами («Лунное предложение I» Леандро Каца, 1978), символическими атрибутами (серия Ирвина Пенна «Профессии», 1950–1951) и нотными записями (серия «Эквиваленты» Альфреда Стиглица, 1922–1934). Такой креативный кураторский подход перекликается с игривостью самих рукописей, в которых буквицы населяют наложенные друг на друга фигуры и буквы, образующие имена. По выражению Меднянски, мы имеем дело с «наслоениями знаний, информации, игры и веселья». 

Центр Гетти
«Символы и знаки. Расшифровывая средневековые рукописи»
До 10 августа

Самое читаемое:
1
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
2
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
10.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+