Отблески ярмарки современного искусства SCAN Fair можно найти по всему Красноярску. На въезде в город встречает анонс на большом экране-билборде с танцующими «Спортсменами» Малевича, которых художник Гриша Шаров посадил на «корты» еще шесть лет назад, когда запускал фестиваль уличного искусства «Один за всех» в родном ему Братске. С тех пор супрематические фигуры в стиле гоп-стоп превратились в мем и бренд, а их основатель перебрался в Красноярск и стал одним из самых известных художников локальной арт-сцены. К тому же он организовал альтернативную ярмарку Scam Fair (scam с английского — «афера»), которая не входит в экосистему SCAN (Siberian Contemporary Art Network), но и не противостоит ей. На вторую «минус первую ярмарку», как ее нарек организатор, можно было попасть без экспертного отбора, подав заявку только с именем и фамилией. Таковых собралось 35 человек, их работы можно найти в пространстве-мастерской в Центре современного искусства «Ядро», который, как и главная площадка SCAN Fair, находится на территории креативного кластера «Квадрат». Многие авторы, что участвуют в несогласованном маркете, есть и на стендах основной ярмарки. На SCAN Fair, кстати, было подано в этом году более 400 заявок.
SCAN звучит в сердце Красноярска. Под Коммунальным мостом, изображение которого украшает десятирублевую банкноту, начинается аудиопроменад по историческому центру культурной столицы Сибири, который мы совершаем в компании автора картин «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова» Василия Сурикова. О важных для уроженца края местах и событиях рассказывает музыкант Сергей Сироткин, в качестве прологов звучит его музыка, в том числе новая песня «Ты и я». Самая впечатляющая глава называется «Ультрафиолетовая смерть» — она о солнечном затмении, которое художник наблюдал 7 августа 1887 года и зарисовал его в более чем 100 этюдах и на картине «Вид Красноярска». Аудиогид, созданный в коллаборации с Мобильным художественным театром, будет, правда в усеченной версии, бессрочно доступен и после закрытия ярмарки 29 июня.
Тема эфемерности памяти — одна из ключевых и на самой ярмарке SCAN Fair, занявшей отсек на третьем этаже «Квадрата». В этом году, как и в прошлом, она собрала 43 художника и арт-группы, 5 галерей и 6 брендов предметного дизайна из 14 городов. Кстати, художники получили место бесплатно: они отдают 50% с продаж организаторам. Галереи же платят за стенд 100 тыс. руб., а проценты с продаж устанавливают сами. Цены — особенно по московским меркам — более чем демократичные: начинаются от 1,5 тыс. руб. и доходят до 280 тыс. руб. В первый же день многие работы продали — на общую сумму 2,5 млн руб. Особое внимание коллекционеров было направлено как раз на эйдетизм.
Встречает публику работа молодой красноярской художницы Оли Осиповой — стенка, целиком заклеенная советскими обоями, на которых черно-белые картины соседствуют с вышивками и текстильными объектами. Холсты копируют фрагменты фотографий маленькой Оли из семейного архива, поверх них — вышивки, имитирующие детские рисунки. По центру стены — игрушечная керамическая швейная машинка с красными клубками, нити которых тянутся к каждой картине или салфетке с такими же простыми рисунками и народными пословицами. Так художница исследует влияние на ребенка обстановки, в которой он растет. Оля Осипова провела детство среди советских ковров и бабушкиных шкафов, забитых старыми платьями, которые давно никто не надевал. Вопрос об отпечатке быта ХХ века в сознании человека ХХI века остается открытым, но здесь главное, что он задан. Цены на работы Оли Осиповой колеблются в диапазоне от 6 тыс. до 20 тыс. руб.
За углом — работы Элины Гусаровой, которая в прошлом году получила премию SCAN Awards, а в этом — музейную «персоналку». На ярмарке она представляет подвешенные на ветках шелкографии с фотографиями родного ей Магадана. Скалистые пейзажи, за которыми открывается вид на заводской город, напоминают Красноярск, где теперь живет художница. Цены на них — от 8 тыс. до 40 тыс. руб. Напротив ее «Воспоминаний о солнечном городе» — работы Ульяны Кармачевой из Томска. Серия «Упаковка 100 штук» изначально сделана на салфетках, а потом напечатана с помощью цифровой струйной печати. На них перерисованы архивные фотографии пожилой женщины, частично потерявшей память после пандемии. Имя героини сознательно не называется. Она уже не может рассказать, кто на фото, поэтому Ульяна Кармачева сама придумала истории о людях на смятых салфетках, мифологизировала память. Осколки памяти оценены в 3–7 тыс. руб.
Василий Кузнецов из Иркутска тоже ходит вокруг «советского кода». До недавнего времени он работал арт-директором Центра современного искусства «Огонь», а месяц назад ушел в свободное плавание. Он живописно воспроизводит в большом формате советские марки, посвященные космосу, используя в качестве основы фальшстены с прошедших в «Огне» выставок, то есть перерабатывает носители искусства в искусство, несущее отпечаток прошлого в двойном смысле. Марки конца 1950–1960-х здесь не только атрибут коллективной национальной памяти, но и воплощение мечты о будущем, сформулированное в эпоху оттепели. Эта оглядка — о сегодняшнем дне, о будущем, которое наступило, но получилось другим. Марки продаются по 45 тыс. руб.
О коллективной памяти рассуждает и Вера Вальтер из Барнаула. Она делает из керамики милые скворечники, которые повествуют об ощущении дома: один заледенел, из другого, тесного, торчат ноги, из третьего — с десяток птичьих ртов, в следующем живет совиное одиночество. Скворечники — по 20–25 тыс. руб. — разобрали еще во время превью. Вообще, депрессивная милота еще один тренд сибирского искусства. Такие же невозможно умилительные и предельно грустные хосты с элементами керамики у Татьяны Тхоренко родом из села Кулунда Алтайского края (стоят около 30 тыс. руб.).
Следующая сквозная тема — магическая. Так, Натали-Кейт Пангилинан, театральный художник родом из Москвы, а ныне работающая в Буряад театре (Бурятский театр драмы им. Х.Н.Намсараева) в Улан-Удэ, смешивает образы шаманов с актуальными мемами. Амгалан Ринчинэ, тоже из Улан-Удэ, делает из керамики шаманские маски с налетом современных ужастиков (по 30 тыс. руб.). Много на ярмарке страшно красивой, какой-то первобытной керамики, напоминающей инопланетные цветы.
Но есть и выбивающиеся из общих мотивов темы. Даша Гаузер родом из Магадана, известная в Москве и Петербурге как дизайнер одежды, ныне живущая в Сочи, представляет керамические лекарственные капсулы, то одетые в кокошники, то походящие на березы, то с двойными полосами как на тренировочных штанах из 1990-х (по 25 тыс. руб.). Таблетки здесь своего рода новая религия, в которую уверовал ХХI век. Это рефлексия на тему необходимости антидепрессантов в нашем безумном мире. Красноярская художница Нина Полякова показывает абстракции, которые на самом деле списаны с реальности: это вид из окна поезда или авто на скорости (по 150 тыс. руб.). У живописи говорящее название — «Что-то на очень быстром». Таковой показалась прилетевшим на пару дней гостям и атмосфера сибирской арт-ярмарки — стремительным погружением в насыщенный локальный контекст.
В параллельную программу проекта SCAN City включены мероприятия в 17 городских пространствах. Работы участников ярмарки появились (или появятся до конца лета) в ресторанах, барах и аэропорту. Гастрономический акцент неудивителен, поскольку основатель ярмарки Дмитрий Журкин — совладелец и креативный директор ресторанной группы Berrywood Family, в заведения которой по принципу сайт-специфик вписаны произведения искусства. Так, в пространстве на историческом Речном вокзале появились арт-объекты Сообщества современных сибирских художников (СССХ) «Сон» и «Бабочка», похожие одновременно на причудливые скалы национального парка «Красноярские Столбы» и фантастические водоросли. В интерьер ресторана сибирской кухни, напоминающего сосновый лес, где звучит горловое пение тувинских шаманов, вписаны снимки звездного неба с чарующими полосами (на самом деле это рельефы гор), сделанные на Столбах Элиной Гусаровой. Параллельно в Музейном центре «Площадь Мира» открылась ее большая персональная выставка «Пристанище», где магия национального парка и субкультуры со 150-летней историей вокруг него раскрывается во всей красе и хтонической мифологии. В ресторане грузинской кухни инсталляцию из бутылок украшают звезды с человеческим лицом художника, который работает под псевдонимом Сёмыч С.Б. В них считывается локальный культурный код, который автор определяет как «сибирский магический реализм».
Еще один выставочный проект можно найти в галерее «Индустрия» в уже упомянутом креативном кластере «Квадрат», созданном Сибирским институтом развития креативных индустрий, одним из устроителей ярмарки. «Воображаемая формула воды» художницы Анны Бат из Омска посвящена Енисею. Текстильные объекты представляют могучую реку с многочисленными притоками в образе мифического существа-дракона. Здесь Енисей не столько географический объект со своим скелетом, сколько метафора памяти, которая так же пластична и имеет свойство ускользать.