18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Архстояние-2025»: «Белый город» — интерактивный музей чувств

Архитектурное бюро Meganom. «Сарай».  Фото: Рустам Шагиморданов
Архитектурное бюро Meganom. «Сарай».
Фото: Рустам Шагиморданов

С 25 по 27 июля в арт-парке «Никола-Ленивец» уже в 20 раз развернется Фестиваль современного искусства и архитектуры «АрХХстояние», по такому случаю добавивший в название еще одну букву «х»

Двадцатый Фестиваль современного искусства и архитектуры «АрХХстояние» (по случаю юбилея к названию добавилась еще одна буква «х») впервые возглавил основатель выставки-форума «АРХ Москва» Василий Бычков, определивший темой года «Мое главное», а формой ее раскрытия — «Белый город».

В прошлом году арт-сообщество было несколько озадачено обменом лидерами двух столпов «арха» — «Архстояния» и «АРХ Москвы» — Николая Полисского и Василия Бычкова. Все с любопытством ждали результатов рокировки, и вот наконец стали известны подробности.

Проект Василия Бычкова «8 башен».  Фото: Фестиваль «Архстояние»
Проект Василия Бычкова «8 башен».
Фото: Фестиваль «Архстояние»

Зрителям «АрХХстояния» предстоит посетить «Белый город», оснащенный подобающей инфраструктурой: аэровокзалом, лечебницей, музеем, исправительным учреждением, школой, площадью церемоний и горсоветом.

Куратор мастерски раскрыл тему «Мое главное», став автором 3 проектов из 13. На «Аллее звезд» будут собраны 36 мини-монументов, созданных известными российскими архитекторами и отражающих самые важные принципы их творчества. «8 башен» по сути тоже аллея, но уже с более грандиозными обелисками, каждый из которых назван в честь одного из античных мыслителей — от Аристотеля до Цицерона. «Вы лежите на сене и смотрите в небо — тело расслабляется, пока работает разум», — инструктируют посетителей организаторы. «Лечебница» описана как «реабилитационный центр для уставших горожан на границе миров реального и иллюзорного, где можно абсолютно все, и за это ничего не будет». В целом идея напоминает «Санаторий сна», созданный несколько лет назад также на «Архстоянии», однако если тот проект подразумевал горизонтальную организацию участников, то здесь всем будет заправлять главврач (естественно, сам Бычков), обещающий лечить «каждого входящего и самого себя».

Проект Валерия Лизунова и Archpoint «Исправительное учреждение».  Фото: Фестиваль «Архстояние»
Проект Валерия Лизунова и Archpoint «Исправительное учреждение».
Фото: Фестиваль «Архстояние»

«Аэровокзал» Саши Фроловой, выполненный в ее коронной технике, станет транспортным хабом «Белого города». Это 12-метровая летающая скульптура, напоминающая дирижабль, с прозрачными и зеркальными поверхностями, отражающими природу. Следуя предыдущей логике, можно было бы назвать аэровокзал «Бычково» по аналогии с закрытым сейчас московским аэропортом Быково.

Объект Валерия Лизунова и Archpoint с интригующим названием «Исправительное учреждение» заявлен как «психологический аттракцион», где 18 человек (добровольно) попадают внутрь арт-объекта и пытаются исправить свои нежелательные пристрастия или мысли, в то время как другие 18 смогут понаблюдать за внутренней трансформацией исправляемых, взяв на себя роль «вуайеристов-надзирателей».

Проект Наринэ Тютчевой «Музей».  Фото: Фестиваль «Архстояние»
Проект Наринэ Тютчевой «Музей».
Фото: Фестиваль «Архстояние»

«Музей» Наринэ Тютчевой, по описанию, «своими пропорциями повторяет Парфенон — всемирно признанный символ музея», а чисто визуально немного напоминает объект Василисы Прокопчук и Евгения Брагина «Непроходимая чаща», созданный в Никола-Ленивце в 2021 году. Правда, бревна там были естественного цвета и подвешены на цепях. Внутри Парфенона нас ждет гигантская песочница с камушками, палочками и граблями для создания собственных мимолетных шедевров.

«Площадь церемоний» от архбюро Megabudka обещает быть «самым неудобным арт-объектом», ломающим привычную архитектуру парка и мешающим традиционному трафику передвижения посетителей. Тут будут проходить непосредственно «церемонии», а также обещают загадочную бабушку с ведром, которой можно будет оставить «послания о самом главном».

Проект архбюро Megabudka «Площадь церемоний».  Фото: Фестиваль «Архстояние»
Проект архбюро Megabudka «Площадь церемоний».
Фото: Фестиваль «Архстояние»

«Горсовет», созданный Борисом Орловым, Сергеем Шеховцовым и Сергеем Яраловым, неожиданно оказывается музыкальным инструментом по образу органа, где вместо музыки зазвучат голоса гостей фестиваля, очевидно создавая иллюзию важности коллегиального решения вопросов градоустройства.

Одним из самых масштабных проектов за всю историю фестиваля станет Polygon Александра Штанюка, победителя опен-колла «Поле моей мечты»: 500-метровая сеть накроет поле, не повредив его и не нарушив ландшафт. Инсталляция, сотканная из 150 км полипропиленового шнура, будет «подниматься и опускаться с помощью подъемников, образуя новые линии, а ночью светиться, создавая низкополигональный мираж». Поскольку созданием и монтажом работ на фестивале традиционно занимаются волонтеры, пожелаем им удачи в плетении сети.

Проект Александра Штанюка Polygon.  Фото: Фестиваль «Архстояние»
Проект Александра Штанюка Polygon.
Фото: Фестиваль «Архстояние»

В программе фестиваля, как обычно, множество музыкальных событий, подробности которых пока не раскрываются. Главным из них станет концерт-хеппенинг среди сотни костров, где древняя музыка Сибири объединится с современной электроникой.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+