18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Инсталляция — вездесущий и неуловимый жанр, ускользающий от определения

Аниш Капур. «Левиафан». 2011. Гран-пале.  Фото: Luc Castel/GettyImages
Аниш Капур. «Левиафан». 2011. Гран-пале.
Фото: Luc Castel/GettyImages
№132, июнь 2025
№132
Материал из газеты

Объект или пространство, переносная или стационарная? Пытаемся понять, откуда происходит термин «инсталляция», что он подразумевал на разных этапах своего существования и что под ним понимают сейчас

Начать стоит с того, что инсталляция не просто художественный жанр, но еще и способ производить искусство. Он подразумевает, что произведение создается не в мастерской, а на месте (in situ), живет, пока выставка открыта, а потом разбирается и отправляется на хранение или вообще уничтожается. Такой способ появился в 1960–1970-х годах, под эгидой институциональной критики и сайт-специфического искусства. Сам термин «инсталляция» восходит к английскому installation — «экспозиция», причем в этом значении слово употребляется до сих пор. В современном значении слово «инсталляция» появилось в 1970-е годы путем плавного смыслового сдвига, параллельно становлению самого жанра. До этого, с конца 1950-х, какое-то время использовался неологизм Аллана Капроу «энвайронмент», по сути синонимичный понятию «инсталляция». И хотя в литературе встречаются примеры ретроспективного распространения термина «инсталляция» на искусство исторического авангарда и далее, чуть ли не до византийских храмов и палеолитических пещер, мы придерживаемся мнения, что инсталляция как художественное явление прочно укоренена в контексте постмодернистского, в широком смысле, искусства начиная с 1960–1970-х годов.

Но если в те годы считалось, что инсталляция имеет критический потенциал, поскольку ее было трудно сохранить, продать или музеефицировать, то с 1990-х годов она стала частью мейнстримного языка международного современного искусства. Инсталляции начали гастролировать по всему миру, приобретать все больший размах и зрелищность. Вспомним «Срез» (2014) Томаса Хиршхорна в Государственном Эрмитаже, представлявший собой обвалившееся пятиэтажное здание с подлинными картинами русского авангарда, оставшимися висеть на стенах квартир. Или же «Людей» (2010) Кристиана Болтански, который заполнил парижский Гран-пале старой одеждой и установил над кучей вещей огромный манипулятор, захватывавший очередную порцию тряпок и сбрасывавший их с большой высоты. А «Левиафан» (2011) Аниша Капура для того же пространства представлял собой угрожающую по размерам шарообразную структуру, темно-фиолетовую снаружи с алым, как у чудовища, чревом. Посмотреть на «Левиафана» зритель мог как из зала, так и зайдя внутрь.

Томас Хиршхорн. «Срез». 2014. Главный штаб, Эрмитаж.  Фото: Государственный Эрмитаж
Томас Хиршхорн. «Срез». 2014. Главный штаб, Эрмитаж.
Фото: Государственный Эрмитаж

Пространство или предметы

Недавно завершившаяся в Государственном Русском музее выставка «Ассамбляж. Объект. Инсталляция» была призвана отдать должное инсталляции, однако ее экспозиция заставила задуматься об интересных вопросах. Например, как разграничить инсталляцию и объект? Как ни странно, работы на выставке в разделе «Инсталляция» в основном представляли собой именно объекты: «Большая купальщица» (1969) Ивана Чуйкова, триптих Игоря Макаревича с портретами Ильи Кабакова в шкафу (1987), Чуйкова на окне (1981) и Эрика Булатова (1988), «Триптих № 14. Автопортрет» («Памяти отца») (1987) Владимира Янкилевского, «Черный квадрат» (2006) Андрея Молодкина с нефтью внутри контейнера и так далее.

Сложность разграничения инсталляции от других жанров возникает, поскольку инсталляция в принципе противится любым строгим определениям. Она может иметь четкую драматургию или предоставлять зрителю свободу, быть абстрактной или что-то изображать, может состоять из предметов или быть нематериальной (как световые инсталляции художников направления Light and Space). И более того, инсталляция может быть сделана из любых материалов (хорошим примером служат работы Ирины Кориной или Ивана Горшкова), а также включать в себя произведения других видов искусства: живопись, текст, видео, звук (как проекты Ильи Кабакова или Уильяма Кентриджа). Никак нельзя формально регламентировать и количество элементов инсталляции: технически, и особенно с точки зрения музейного хранения, любое произведение даже из двух предметов уже можно назвать инсталляцией.

Елена Губанова. «Очередь». 2016. Государственный Русский музей.  Фото: Валерий Потапов
Елена Губанова. «Очередь». 2016. Государственный Русский музей.
Фото: Валерий Потапов

Пространство и объект — это два полюса, между которыми располагаются все инсталляции: каждое произведение тяготеет либо к «интенсивному художественному пространству» (выражение Иосифа Бакштейна о ранних «Комнатах» Ирины Наховой 1980-х), либо к набору объектов. Об этом же писал Илья Кабаков в своем хрестоматийном труде «О „тотальной“ инсталляции»: «Гигантская масса продуцируемых инсталляций по существу инсталляцией не является. То есть — не затрагивает самое искусство инсталляции». Кабаков пессимистично констатирует, что инсталляциями часто называют произведения, в которых акцент ставится на комбинацию предметов в противовес его пониманию инсталляции как пространственного искусства.

Если все же попытаться сформулировать критерии для отличия инсталляции от объекта, то первым из них будет то, что инсталляция — это художественно преобразованная, иммерсивная пространственная среда, в которую зритель может войти, в то время как на объект-предмет зритель смотрит со стороны.

Переносное и стационарное

Вторым критерием будет то, что инсталляция сайт-специфична, связана с местом, она создается и монтируется в определенном пространстве и приспосабливается к нему, в то время как объект создается в мастерской, откуда переносится на выставки. Более того, именно этот критерий в последние годы оказался в центре дискуссии о том, что такое инсталляция, на новом витке ее развития, когда произведения этого жанра свободно перемещаются по выставкам и биеннале и являются частью арт-рынка.

Илья Кабаков. «Сошел с ума, разделся, убежал голый». 1989. Фото: D. James Dee/Iliya and Emilia Kabakov
Илья Кабаков. «Сошел с ума, разделся, убежал голый». 1989.
Фото: D. James Dee/Iliya and Emilia Kabakov

Важную мысль здесь высказал известный итальянский искусствовед Джермано Челант, который в 1970-е годы был одним из первых историков инсталляции, но не переставал писать о ней и в последующие десятилетия. В тексте «Сферическое искусство», вышедшем в 2013 году, Челант настаивает на том, чтобы вернуться к изначальным принципам этого жанра, для которого, в строгом смысле слова, очень важна сайт-специфичность. Это работа, которая «рождается», «живет» и «умирает» в одном-единственном помещении, и ее невозможно отделить от него, чтобы перенести куда-то еще. Челант предлагает называть инсталляциями только такие проекты. Это довольно радикально, поскольку тем самым из поля зрения выпадают все экспозиции, состоящие из разрозненных произведений искусства (историческая выставка «0,10», выставки дадаистов и сюрреалистов), а также инсталляции, которые участвуют в различных выставках и покупаются в музеи и частные коллекции — нередко по частям. Такая судьба постигла и отдельные произведения Ильи Кабакова. Например, часть его знаменитой инсталляции «Сошел с ума, разделся, убежал голый» (1989) — картина с пейзажем, к которой прикреплены куски оргалита и на которой висит белье, — сейчас показана на выставке «Расположение картин зависит от вкуса. Современное искусство из коллекции Антона Козлова» в Мультимедиа Арт Музее, Москва. К произведениям, созданным подлинно in situ, Челант относит такие работы, как, например, постоянная инсталляция «Школа № 6» (1993) Ильи и Эмилии Кабаковых в фонде Chinati Foundation в техасском городе Марфа — меланхоличное пространство заброшенной советской школы.

Инсталляция или нет?

Проблему, которая в итоге возникает, можно ненаучно назвать проблемой «настоящих» и «ненастоящих» инсталляций. Какие только критерии не придумывают искусствоведы, чтобы отделить инсталляцию от чего-то другого и нащупать ее границы! Это и критерий сайт-специфичности, как у Челанта, и разделение на «минимальные» и «максимальные» инсталляции, предложенное Анне Ринг Петерсен. Здесь имеется в виду, что произведение может сжиматься до джентльменского набора из пары предметов («Дуэль» (2019) Александра Дашевского, состоящая из фигуры ковбоя с тенью и картины на стене), до «пристенного» или «напольного» формата («Разлив нефти в Персидском заливе» (1991) Тимура Новикова — три игрушечных кораблика на черном полиэтилене), а может разрастаться до гигантского проекта, по масштабу сопоставимого с полноценной выставкой и выстроенного как единая среда (выставка-инсталляция «Двенадцать, дерево, дельфин, нож, чаша, маска, кристалл, кость и мрамор: слияние. Исследование материалов» (2014) Евгения Антуфьева, где все упомянутые в названии образы и материалы вступали в бесчисленные алхимические трансформации и рифмы друг с другом).

Евгений Антуфьев. «Двенадцать, дерево, дельфин, нож, чаша, маска, кристалл, кость и мрамор: слияние. Исследование материалов». Фрагмент. 2014. Мультимедиа Арт Музей, Москва.   Фото: Dario Lasagni/Collezione Maramotti
Евгений Антуфьев. «Двенадцать, дерево, дельфин, нож, чаша, маска, кристалл, кость и мрамор: слияние. Исследование материалов». Фрагмент. 2014. Мультимедиа Арт Музей, Москва.
Фото: Dario Lasagni/Collezione Maramotti

Трудно провести границы и между видеоинсталляцией и показом видео-арта. Вспомним двухканальные работы Виктора Алимпиева или «Пять ангелов нового тысячелетия» (2001) Билла Виолы, эффектно показанную внутри газометра в Оберхаузене.

Простых ответов на поставленные вопросы о границах инсталляции, кажется, не существует. В результате каждому новому исследователю приходится самому принимать решение о том, как сформулировать определение и как это обосновать концептуально. С нашей точки зрения, самые интересные примеры работы в жанре инсталляции отличаются тем, что в них главным предметом художественной рефлексии, приложения творческих и трансформационных усилий все же является именно пространство — как главный медиум. Такие инсталляции обязательно нужно пережить всем телом, испытать их материальность, драматургию, их интенсивное воздействие.

Билл Виола. «Пять ангелов нового тысячелетия». Триптих «Рождение. Вознесение. Огонь». Видеоинсталляция. 2001. Фото: Tate
Билл Виола. «Пять ангелов нового тысячелетия». Триптих «Рождение. Вознесение. Огонь». Видеоинсталляция. 2001.
Фото: Tate

Автор этих строк никогда не забудет то впечатление, которое произвели на него «Припев» (2014) Ирины Кориной, оглушающий своим цветом «Зеленый павильон» (2015) Ирины Наховой и ряд других инсталляций, выделяющихся в череде комбинаций из нескольких предметов. Однако точнее всего подытожить ситуацию с определением инсталляции можно, опять же, словами Ильи Кабакова: «Исчерпывающий ответ на то, что такое инсталляция, я дать не могу. Я в сущности не знаю, что такое инсталляция, хотя занимаюсь ею уже много лет с огромным энтузиазмом и увлечением». 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+