18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Ираке борются за спасение археологического объекта от застройки

Комплекс Большой мечети в Куфе — один из немногих архитектурных памятников, сохранившихся в городе от средневековой эпохи.  Фото: Haidar Alkhayat
Комплекс Большой мечети в Куфе — один из немногих архитектурных памятников, сохранившихся в городе от средневековой эпохи.
Фото: Haidar Alkhayat
№132, июнь 2025
№132
Материал из газеты

Археологический памятник в центре древней Куфы оказался под угрозой из-за закона об инвестициях, которым, по мнению многих, активно злоупотребляют. Под угрозой остаются и другие древние объекты на территории страны

Продолжается борьба за сохранение археологического памятника Телль-ас-Сайяг, расположенного на территории древнего города Куфа. В центре ожесточенных споров обостряющаяся проблема — так называемый закон об инвестициях. Его критики утверждают, что в последние годы члены Государственного совета по древностям и наследию Ирака многократно использовали этот закон, чтобы давать разрешение на застройку сотен важных руин, которые теперь утрачены навсегда. «Они уничтожают наследие страны и делают это на законных основаниях», — говорит один из археологов, пожелавший остаться неназванным.

Застройку разрешили на территории таких важных объектов, как Аль-Хира — доисламская столица Южного Ирака, которая теперь частично находится под аэро­портом Наджафа; Старая Басра — один из крупнейших городов Ирака в исламский период; Хилла неподалеку от Вавилона и сам Вавилон. В Багдаде были разрушены археологические остатки вавилонского, сасанидского и сельджукского периодов.

Телль-ас-Сайяг располагается в центре современной Куфы — богатого города с высокими ценами на землю. Фото: Wikimedia Commons
Телль-ас-Сайяг располагается в центре современной Куфы — богатого города с высокими ценами на землю.
Фото: Wikimedia Commons

Теперь под угрозой оказался Телль-ас-Сайяг. Территория площадью более 30 га относится к периоду расцвета Куфы в VII–VIII веках и представляет собой один из последних нетронутых археологических памятников той эпохи. Средневековый город был центром науки и культуры (это наследие по-прежнему живо в знаменитом каллиграфическом стиле, известном как «куфическое письмо») и важной космополитической точкой на паломнических и торговых маршрутах.

«Эта территория хранит артефакты, рассказывающие о становлении Куфы и о ее жизни. По ней мы можем реконструировать планировку старого города, поскольку здесь располагались здания рынка золотых и серебряных дел мастеров и менял, прибывавших из соседнего королевства Аль-Хира. Большинство из них были христианами. Без Телль-ас-Сайяга у нас не останется объектов, при помощи которых можно было бы это доказать», — говорит Акил Галеб аль-Харифави, председатель Народного комитета по защите древностей и наследия в Ираке — неправительственной организации, которая борется за сохранение археологических памятников.

Телль-ас-Сайяг располагается в центре современной Куфы — богатого города с высокими ценами на землю. В 2017 году компания, зарегистрированная под названием Andalusian Wall Company, подала заявку на строительство жилого комплекса на территории руин. Тогда ее отклонили, но с тех пор это решение исподволь отменяют. В 2023 году Инвестиционное управление Наджафа разделило участок на­двое (по мнению критиков, произвольно) и разрешило компании вести застройку на чуть меньшей части. Затем, в конце 2024 года, Andalusian Wall Company обратилась за разрешением на застройку большего участка и в марте этого года получила добро на строительство жилого комплекса за $77 млн. Это вызвало протесты в Куфе и Наджафе и резкую критику в социальных сетях.

Телль-ас-Сайяг относится к периоду расцвета Куфы в VII–VIII веках и представляет собой один из последних нетронутых археологических памятников той эпохи.  Фото: ALi Sabih Kadhim
Телль-ас-Сайяг относится к периоду расцвета Куфы в VII–VIII веках и представляет собой один из последних нетронутых археологических памятников той эпохи.
Фото: ALi Sabih Kadhim

Закон об инвестициях был принят в 2006 году; в 2010 и 2015 годах в него были внесены поправки для стимуляции строительства и привлечения зарубежных инвестиций. В последние три года закон стали применять гораздо чаще. Он позволяет компаниям ходатайствовать перед Государственным советом по древностям и наследию об изменении статуса археологических объектов, чтобы получить разрешение на строительство на их территории. Этот закон фактически разрешает застройку на объектах, где еще не завершены раскопки, после того как подтвердится отсутствие там каких-либо значительных находок. Археологи утверждают, что на практике обследования, которые проводит Государственный совет по древностям и наследию, — не более чем формальность, необходимая, чтобы оправдать продажу земли.

Есть опасения, что по мере развития экономики страны ее культурное наследие все чаще будет становиться жертвой этой практики. «Если закон продолжат использовать таким образом, — говорит один из критиков, — археологические объекты будут уничтожены и в Ираке не останется ни одного ценного памятника». 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+