Экспозиция русского авангарда, которая существовала в музее до весны 2025 года, была создана 15 лет назад по принципу показа в пространстве white cube лучших произведений самых ярких звезд: Василий Кандинский, Казимир Малевич, Павел Филонов. Теперь Русский музей принял решение вернуться к показу того, что условно называется измы: восстановить контекст бурного начала ХХ века, когда одни и те же художники за очень короткое время успели попробовать себя как импрессионисты, фовисты, кубисты, супрематисты.
Выставка посвящена памяти искусствоведа Николая Пунина (1888–1953), который в 1926 году возглавил только что возникшее отделение новейших течений Русского музея, а через год создал постоянную экспозицию нового искусства. Она просуществовала около десяти лет, после чего русский авангард надолго упокоился в спецхране.
Любопытно и важно, что пунинская экспозиция авангардистов была в Русском музее не первой. В феврале 1920 года из отдела ИЗО Наркомпроса в музей поступило 35 картин, 58 рисунков и гравюр, положивших начало собранию современного искусства. Среди них были «Парикмахер» Михаила Ларионова, «Авиатор» Малевича, «Синий гребень» Кандинского. Ранее музей приобрел у авторов и частных лиц «Натурщицу» Владимира Татлина и «Портрет композитора Артура Лурье» Петра Митурича. Эти произведения представлены на нынешней выставке.
Первая постоянная экспозиция была открыта 9 декабря 1922 года. Малевич торжествовал: консервативный музей признал «левых» художников. В 1926 году после разгромной статьи в «Ленинградской правде» прекратил свое существование Институт художественной культуры (ГИНХУК). Из его фондов в Русский музей поступили среди прочих «Черное пятно» Кандинского, «Германская война» Филонова, «Красный квадрат» Малевича, «Кузница» Ольги Розановой. Оттуда же в Русский музей перешел и Николай Пунин. На основе всего этого материала он создавал свою экспозицию. Картины вошли и в проект «Наш авангард», созданный при поддержке ВТБ.
«Мы поддерживаем Русский музей с 2002 года и сделали вместе более 25 крупных выставок главных российских художников: Репина, Верещагина, Левитана, Коровина и многих других. Но авангард и ХХ век в искусстве — особый разговор. Это как переключить радио с классической симфонии на энергичный джаз. Для нас поддержать такую выставку и помочь ей состояться — значит напомнить о многогранном и дерзком наследии русского искусства», — рассказала старший вице-президент ВТБ Наталия Кочнева.
Отдавая должное наследию Пунина, нынешняя выставка, разумеется, не является репликой экспозиционных опытов 1920-х годов. Она мощнее и подробнее: представлено почти 400 произведений живописи, графики, футуристическая книга, супрематический фарфор. Основу составляют работы из собрания самого Русского музея; еще 25 значимых произведений предоставили Третьяковская галерея, Центр «Зотов», Музей истории Санкт-Петербурга, а также региональные художественные музеи из Астрахани, Екатеринбурга, Костромы, Краснодара, Нижнего Новгорода, Омска, Перми, Самары и Челябинска.
Кураторская группа (Ирина Карасик, Наталья Козырева, Алиса Любимова) выстроила драматургию проекта между двумя полюсами. Первый, под названием «Действующие лица», можно рассматривать как введение в тему русского авангарда через его знаковых персонажей. Второй посвящен центральному событию авангардного движения — постановке в 1913 году оперы «Победа над Солнцем» (пролог Велимира Хлебникова, либретто Алексея Крученых, музыка Михаила Матюшина, сценография Казимира Малевича). Между этими полюсами протянута цепочка измов и отдельных персональных пространств.
«Действующие лица» — не только галерея портретов, но и краткий путеводитель по русскому авангарду. Фовистские «Автопортрет» Аристарха Лентулова и автопортретный «Матрос» Татлина, рядом — экспрессионистский «Портрет Артура Фонвизина» Ларионова, кубистический «Портрет Владимира Татлина с бандурой» Веры Пестель (раритет из Челябинска), кубофутуристичный «Портрет поэта-футуриста Василия Каменского» Давида Бурлюка, примитивистский «Автопортрет с желтыми лилиями» Гончаровой, постсупрематические «Портрет Николая Пунина» и «Автопортрет» Малевича.
Первый в цепочке измов — «Импрессионизм», который авангардисты считали своим прародителем (он тоже ниспровергал академические каноны). Дивные «Акации весной» и «Рыбы на закате» Ларионова, «Лодка у берега» Бурлюка и другие работы показывают, что художники-авангардисты умели рисовать в совершенстве.
Колечко «Примитивизм» в цепочке измов — царство Гончаровой и Ларионова. «Каменная баба» первой привезена ею из Костромы. Ее хрестоматийные «Евангелисты», «Беление холста», «Сбор винограда» обычно если не на гастролях, то находятся в постоянной экспозиции Русского музея. Так же, как и «Венера» Ларионова, «Косарь» и «Жница» Малевича, «В кафе» и «Кузница» Розановой.
За главу «Сезаннизм» по праву отвечают Петр Кончаловский и Илья Машков. Первый — «Семейным портретом» и «Матадором», второй — «Мальчиком в расписной рубашке» и «Портретом дамы с фазанами». Достойную конкуренцию им составляют «Церкви. Новый Иерусалим» Лентулова, «Натюрморт. Сосуды и плоды» Роберта Фалька, «Натюрморт с керосиновой банкой» Александра Осьмеркина.
«Кубизм, кубофутуризм, футуризм» — важнейшее звено измов и всей выставки. «Мы, одетые в плащ только побед, приступаем к постройке молодого союза с парусом около оси времени, предупреждая заранее, что наш размер больше Хеопса, а задача храбра, величественна и сурова», — сформулировал задачу момента в 1916 году Хлебников в футуристическом манифесте «Труба марсиан». «Эй, вы! Небо! Снимите шляпу! Я иду!» — вторил ему Владимир Маяковский. Елена Гуро в дневнике отмечала: «Момент спасения вне времени и пространства — кубисты. Перспектива устраняется. Победа над временем и пространством как бессмертие. Появились уже люди, видящие глазами ангелов, совмещающие в одном миге пространство и время».
Здесь тон задают «амазонки русского авангарда»: Наталия Гончарова — «Велосипедист» и «Фабрика», Любовь Попова — «Город на реке» и «Человек + воздух + пространство», Ольга Розанова — «Пожар в городе» и «Письменный стол», Надежда Удальцова — «Ресторан» и «Музыкальные инструменты», Александра Экстер — «Город ночью».
Впрочем, мужчины не отстают: Малевич представлен хрестоматийными «Композицией с „Джокондой“» и «Коровой и скрипкой», Иван Клюн — «Скрипкой» и «Озонатором» (в 1914 году «озонаторами» трепетно назвали электрические вентиляторы).
В колечке «Абстракция, беспредметность» царствуют Кандинский с «Синим гребнем», «Двумя овалами» и Филонов с «Формулой космоса» и «Формулой весны». Сюда же отнесены супрематические картины Малевича. В этом случае кураторы следуют своему старшему коллеге Евгению Ковтуну (1928–1996), известному исследователю русского авангарда. Он говорил о третьем пути русских художников, которые попытались соединить противоположное: переживать, как Кандинский, и строить, как Малевич.
Отдельные звенья посвящены контррельефам Татлина и работам его последователей-конструктивистов Александра Родченко, Антонины Сафроновой, Варвары Степановой.
Филонов и его школа МАИ (мастера аналитического искусства) показаны подробно и, что интересно, рядом со звеном «Экспрессионизм», где выставлены «Пир королей» Филонова же, «Прогулка» и «Зеркало» Марка Шагала, цикл рисунков «Воскрешение» Василия Чекрыгина. Цепочку завершают «Голова крестьянина», «Девушки в поле», «Красная конница» и другие постсупрематические картины Малевича.
В финале, как уже было упомянуто, — «Победа над Солнцем»: пустое пространство, рояль, проекция эскизов декораций и костюмов Малевича в сопровождении звукозаписи современного исполнения спектакля. Конечно, русский авангард не победил светило. Но, что важнее, он победил время.
Специально к выставке ВТБ также создал специальный аудиогид на русском и английском языках, голосом которого стал оперный певец, заслуженный артист России Ильдар Абдразаков. Таким образом, можно будет дополнить свои визуальные впечатления и расширить знания об этом периоде в искусстве.
Государственный Русский музей
«Наш авангард. Великий эксперимент русского искусства»
До 1 декабря