Новый музей в деревне на западной окраине Хемница, рядом с конюшнями, где мирно жуют сено лошади, посвящен одному из самых известных уроженцев этого восточногерманского города — художнику Карлу Шмидту-Ротлуфу (1884–1976), ключевой фигуре немецкого экспрессионизма, одному из основателей группы «Мост».
Ее учредили в 1905 году в Дрездене, в заброшенной сапожной мастерской, четверо молодых художников, стремившихся встряхнуть сонный мир буржуа. В истории немецкого искусства это важная веха, но далеко не все знают, что точкой отсчета для «Моста» стал городок примерно в часе езды к западу от Дрездена — Хемниц. Здесь жили семьи Эрнста Людвига Кирхнера, Эриха Хеккеля, Карла Шмидта-Ротлуфа; двое последних подружились еще в школьной изостудии в 1902 году. Четвертый, Фриц Блейль, был родом из соседнего Цвиккау. Куно Амье, Отто Мюллер, Эмиль Нольде и Макс Пехштейн присоединились к «Мосту» позже.
Карл Шмидт вырос на мельнице, которой управлял его отец. В 1905 году юный художник добавил к своей фамилии «Ротлуф» — название деревни на окраине Хемница, где прошло его детство, — чтобы избежать путаницы с другими Карлами Шмидтами. Его родители позднее переехали в соседний дом, построенный ими в 1913-м — в том самом году, когда группа «Мост» распалась. Шмидт-Ротлуф, к тому времени уже живший в Берлине, регулярно навещал родные места. В сентябре 1943 года ему с женой Эми пришлось покинуть столицу, поскольку здание, где была их квартира, разбомбили; и они на три года поселились в родительском доме.
Город Хемниц, обладающий второй по величине коллекцией Шмидта-Ротлуфа после берлинского музея «Мост», выкупил этот особняк в 2023 году. Его открыли для публики нынешней весной. Экспозиция охватывает как ранний, так и поздний периоды творчества Карла Шмидта-Ротлуфа, а также работы его соратников по объединению.
Многие ранние произведения демонстрируются широкой публике впервые — отчасти потому, что сам автор называл их «ученическими опытами» и показывать не стремился, как отмечает куратор музея Сабина Мария Шмидт. Например, в пейзаже 1902 года, изображающем город за окном в сдержанных акварельных тонах, прослеживаются тонкое чувство света и внимание к отражениям, что резко контрастирует с яркими красками, энергичными линиями и смелыми композициями, характерными для более поздней живописи художника.
После Первой мировой войны Шмидт-Ротлуф стал одним из самых известных художников Германии, но позднее его и работы других бывших членов «Моста» были запрещены нацистами. Более 600 его произведений изъяли из немецких музеев, а несколько включили в состав печально известной мюнхенской выставки 1937 года «Дегенеративное искусство». Художнику запретили заниматься живописью, забрав у него масляные краски, и тогда он переключился на акварель и графику. Правда, одна картина все же была тайно написана в 1944 году — автопортрет, который теперь выставлен в новом музее — в том самом доме, где он был создан.
После Второй мировой войны Карл Шмидт-Ротлуф вернул себе былую славу и продолжал работать еще 30 лет — вплоть до своей смерти в возрасте 91 года. Его первая послевоенная выставка, состоявшаяся осенью 1946-го, прошла, что символично, в Хемнице: 50 акварелей, созданных во время войны и сразу после нее, были показаны в Музее Шлоссберг. Вскоре Шмидт-Ротлуф стал профессором Берлинского университета изящных искусств. В 1955 году пять картин художника были представлены на первой выставке Documenta в Касселе — как сигнал миру, что Германия порвала с нацистской эпохой. Шмидт-Ротлуф активно участвовал в создании музея «Мост», основанного в Западном Берлине в 1967 году, и продолжал приобретать и передавать ему свои произведения.
Кроме экспозиции нового музея множество работ, созданных участниками группы «Мост», можно увидеть и в основном здании другой институции — Художественных собраний Хемница. Среди них — великолепная картина 1926 года кисти Эрнста Людвига Кирхнера, предоставленная Deutsche Bank на правах временного экспонирования. Изображение Хемница, преподнесенное автором в виде леса фабричных труб и столбов дыма, которые пронзаются шпилями церквей и ратуш, явственно напоминает зрителям об индустриальном прошлом этого города.