18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Музей одного из основателей группы «Мост» открылся на его родине

Дом родителей Карла Шмидта-Ротлуфа, куда они переехали в 1913 году, был приобретен городом в 2023-м.  Фото: Ernesto Uhlmann/ Kunstsammlungen Chemnitz
Дом родителей Карла Шмидта-Ротлуфа, куда они переехали в 1913 году, был приобретен городом в 2023-м.
Фото: Ernesto Uhlmann/ Kunstsammlungen Chemnitz
№132, июнь 2025
№132
Материал из газеты

Ранее не выставлявшиеся произведения Карла Шмидта-Ротлуфа будут демонстрироваться в Хемнице – городе, где родились три ключевых участника знаменитого художественного объединения

Новый музей в деревне на западной окраине Хемница, рядом с конюшнями, где мирно жуют сено лошади, посвящен одному из самых известных уроженцев этого восточногерманского города — художнику Карлу Шмидту-Ротлуфу (1884–1976), ключевой фигуре немецкого экспрессионизма, одному из основателей группы «Мост».

Ее учредили в 1905 году в Дрездене, в заброшенной сапожной мастерской, четверо молодых художников, стремившихся встряхнуть сонный мир буржуа. В истории немецкого искусства это важная веха, но далеко не все знают, что точкой отсчета для «Моста» стал городок примерно в часе езды к западу от Дрездена — Хемниц. Здесь жили семьи Эрнста Людвига Кирхнера, Эриха Хеккеля, Карла Шмидта-Ротлуфа; двое последних подружились еще в школьной изостудии в 1902 году. Четвертый, Фриц Блейль, был родом из соседнего Цвиккау. Куно Амье, Отто Мюллер, Эмиль Нольде и Макс Пехштейн присоединились к «Мосту» позже.

Карл Шмидт вырос на мельнице, которой управлял его отец. В 1905 году юный художник добавил к своей фамилии «Ротлуф» — название деревни на окраине Хемница, где прошло его детство, — чтобы избежать путаницы с другими Карлами Шмидтами. Его родители позднее переехали в соседний дом, построенный ими в 1913-м — в том самом году, когда группа «Мост» распалась. Шмидт-Ротлуф, к тому времени уже живший в Берлине, регулярно навещал родные места. В сентябре 1943 года ему с женой Эми пришлось покинуть столицу, поскольку здание, где была их квартира, разбомбили; и они на три года поселились в родительском доме.

Особая изюминка дома - оригинальные свинцовые окна. Фото: Kunstsammlungen Chemnitz
Особая изюминка дома - оригинальные свинцовые окна.
Фото: Kunstsammlungen Chemnitz

Город Хемниц, обладающий второй по величине коллекцией Шмидта-Ротлуфа после берлинского музея «Мост», выкупил этот особняк в 2023 году. Его открыли для публики нынешней весной. Экспозиция охватывает как ранний, так и поздний периоды творчества Карла Шмидта-Ротлуфа, а также работы его соратников по объединению.

Многие ранние произведения демонстрируются широкой публике впервые — отчасти потому, что сам автор называл их «ученическими опытами» и показывать не стремился, как отмечает куратор музея Сабина Мария Шмидт. Например, в пейзаже 1902 года, изображающем город за окном в сдержанных акварельных тонах, прослеживаются тонкое чувство света и внимание к отражениям, что резко контрастирует с яркими красками, энергичными линиями и смелыми композициями, характерными для более поздней живописи художника.

После Первой мировой войны Шмидт-Ротлуф стал одним из самых известных художников Германии, но позднее его и работы других бывших членов «Моста» были запрещены нацистами. Более 600 его произведений изъяли из немецких музеев, а несколько включили в состав печально известной мюнхенской выставки 1937 года «Дегенеративное искусство». Художнику запретили заниматься живописью, забрав у него масляные краски, и тогда он переключился на акварель и графику. Правда, одна картина все же была тайно написана в 1944 году — автопортрет, который теперь выставлен в новом музее — в том самом доме, где он был создан.

Одна картина была тайно написана  в 1944 году — автопортрет Карла Шмидта-Ротлуфа, который теперь выставлен в новом музее — в том самом доме, где он был создан. Фото: Kunstsammlungen Chemnitz/Bild-Kunst, Bonn
Одна картина была тайно написана в 1944 году — автопортрет Карла Шмидта-Ротлуфа, который теперь выставлен в новом музее — в том самом доме, где он был создан.
Фото: Kunstsammlungen Chemnitz/Bild-Kunst, Bonn

После Второй мировой войны Карл Шмидт-Ротлуф вернул себе былую славу и продолжал работать еще 30 лет — вплоть до своей смерти в возрасте 91 года. Его первая послевоенная выставка, состоявшаяся осенью 1946-го, прошла, что символично, в Хемнице: 50 акварелей, созданных во время войны и сразу после нее, были показаны в Музее Шлоссберг. Вскоре Шмидт-Ротлуф стал профессором Берлинского университета изящных искусств. В 1955 году пять картин художника были представлены на первой выставке Documenta в Касселе — как сигнал миру, что Германия порвала с нацистской эпохой. Шмидт-Ротлуф активно участвовал в создании музея «Мост», основанного в Западном Берлине в 1967 году, и продолжал приобретать и передавать ему свои произведения.

Кроме экспозиции нового музея множество работ, созданных участниками группы «Мост», можно увидеть и в основном здании другой институции — Художественных собраний Хемница. Среди них — великолепная картина 1926 года кисти Эрнста Людвига Кирхнера, предоставленная Deutsche Bank на правах временного экспонирования. Изображение Хемница, преподнесенное автором в виде леса фабричных труб и столбов дыма, которые пронзаются шпилями церквей и ратуш, явственно напоминает зрителям об индустриальном прошлом этого города. 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
5
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
6
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+