18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Кухонный космизм

Электрический самовар «Спутник». Дизайн Константина Собакина. 1974.  Фото: TANR
Электрический самовар «Спутник». Дизайн Константина Собакина. 1974.
Фото: TANR
№132, июнь 2025
№132
Материал из газеты

В 2015 году на выставке в лондонском Музее науки этот скромный электроприбор экспонировался рядом с настоящими спутниками

Он футуристичный. Его создатель словно вдохновлялся работами Марианны Брандт из Баухауса. Он космический. И правда, сразу же понятно, откуда такое название — «Спутник»: сужающиеся книзу ножки и латунный никелированный корпус-шар цитируют форму первого искусственного спутника Земли. Сверху «пристыкован» еще один шар, поменьше. Пластмассовое кольцо, выполняющее роль ручки для переноски, как будто отсылает к Space Station V из «Одиссеи» Кубрика.

Забегая вперед, скажем: дизайн самовара «Спутник» его создатель нигде не подсмотрел, он вдохновлялся лаконичными формами «Спутника-1» и общим духом времени. Космос в Советском Союзе был везде — от обложек журнала «Техника — молодежи» до монументальной живописи на улицах городов.

Направление space age в мировом дизайне зародилось в 1950-х и достигло апогея в следующем десятилетии. Сферические формы, изогнутые обтекаемые силуэты, пластик, стекловолокно задавали тренды. «Советские промышленные дизайнеры создавали пылесосы в форме ракет и спутников, текстиль с космическими узорами, тематические елочные игрушки, игрушечные ракеты и кукол-космонавтов, — рассказывает Александра Санькова, директор Московского музея дизайна. — Названия космических станций стали брендами часов, сигарет и кондитерских изделий. Например, после успешного полета Гагарина на космическом корабле „Восток“ было начато серийное производство одноименных часов».

Самовар «Спутник», выпускавшийся Суксунским заводом металлических изделий в 1976–1977 годах, Санькова называет своим любимым предметом советского дизайна. А, например, на выставке «Космонавты. Рождение космической эры» в лондонском Музее науки этот скромный бытовой прибор экспонировался рядом с настоящими спутниками.

Поселок Суксун в 130 км от Перми оспаривает звание родины самовара у Тулы. Первое упоминание о здешних самоварах относится к 1740 году. В советское время их производством занималась артель «Медник», которая затем была преобразована в Суксунский завод металлических изделий (ЗМИ). В 1970-х завод перешел к производству электросамоваров. В 1993 году на основе завода было создано ОАО «Суксунский самовар». Однако в конце 2000-х предприятие было закрыто, и производство суксунских самоваров прекратилось.

Рассказывает научный сотрудник Суксунского историко-краеведческого музея Наталья Токарева: «Новые хозяева закрыли завод, и вся проектная документация оказалась на свалке. Однажды к нам в музей пришли ребята, подростки. Говорят, вот, какие-то чертежи нашли на территории — может, они пригодятся в музее. Это был эскизный проект электросамовара СМ-9, он же „Спутник“, который по заказу ЗМИ изготовил Константин Мильевич Собакин».

Константин Собакин (1929–2021) — настоящая суксунская легенда. Здесь он родился, здесь и завершил свой жизненный путь длиной в 91 год. Учился на камнерезном отделении Художественно-ремесленного училища в Свердловске, а также окончил Свердловское художественное училище. Карьерного пика достиг в Перми, где возглавлял краевое отделение Союза художников. Работал во всех техниках — от акварели до мозаики из речной гальки. Металл любил и хорошо чувствовал, за что получил признание: фасад Законодательного собрания Пермского края (бывший Дом Советов) украшает стальной герб РСФСР работы Собакина. В 1988 году художник вернулся в Суксун и остался там жить, превратив свое жилище в дом-музей, где до последних дней принимал всех желающих.

Александра Санькова до сих пор жалеет об одном грандиозном упущении. «Несколько лет назад я приехала в Пермь открывать выставку „Фантастик пластик“. Там мы познакомились с председателем Пермского отделения Союза дизайнеров Геннадием Сорокиным. После открытия сидели в ресторане, праздновали. В разговоре я упомянула о своем любимом самоваре. И тут Сорокин обрадовался: „Это же Собакин сделал! Он мой друг. Поехали к нему в Суксун! У него дом потрясающий“. Но время было позднее, на следующий день в 12 часов у меня был рейс, и я дала слабину». Другого шанса не представилось.

Незадолго до смерти художника у него в гостях побывал коллекционер, создатель частного музея самоварного искусства «Медникъ» Вячеслав Шембек. В первую очередь он, конечно, хотел расспросить про «Спутник», но попал на полуторачасовую экскурсию по дому. «Я испытал культурный шок в этом месте, наполненном произведениями искусства во всех жанрах, — вспоминает коллекционер. — К разговору о самоваре приступили не сразу». Шембек включает видеозапись: на столе стоят разнообразные металлические сосуды — самодельные электрочайники в виде кумганов, покрытые чеканкой; рядом — авторский прототип того самого самовара — темный, без никелировки; седобородый старик берет их в руки, рассказывает о том, как увлекался изготовлением посуды из металла, пробовал разные подходы. «И тут приходит заказ из Суксунского завода сделать самовар, — продолжает рассказ Собакин. — Я тогда в Перми работал. Мне говорят: ты же из Суксуна — думай! И вот я придумал этот самовар». Лаконично! Увы, все происходило более полувека назад, в начале 1970-х, и подробности создания чуда советского дизайна теперь узнать не у кого. Просто удача, что уцелел эскизный проект — спасибо любопытным подросткам.

«Архивы завода утрачены, и сейчас сложно сказать, откуда исходила идея такого самовара: то ли это был заказ, то ли инициатива самого Константина Мильевича, — поясняет Елена Петровских, вдова художника и хранительница его наследия. — Глядя на электрочайники, которые он делал в конце 1960-х, я допускаю, что он мог и сам предложить что-то такое. Идея космоса была тогда очень популярна».

В дом-музей Константина Собакина и сейчас приходят туристы: он расположен неподалеку от историко-краеведческого музея. Любопытно, что народная любовь к художнику и популярность его самого массового изделия существуют как бы в параллельных вселенных. Впрочем, и популярность эта могла быть больше. Самовар выпускали всего два года, с 1976-го по 1977-й. Его дарили космонавтам, возвращавшимся с орбиты, представителям международных организаций, но в целом спроса на него не было. Отпугивала цена — 17 руб., седьмая часть средней зарплаты. Непривычный дизайн тоже не способствовал массовому спросу. Ну и главное — было много претензий к качеству. «У самовара отпадали ножки. Причина — заводская недоработка, некачественная пайка. Так вот и загубили проект Костин», — горестно констатирует Наталья Токарева.

В коллекции Александры Саньковой три самовара. Один — в экспозиции Московского музея дизайна в Новой Третьяковке, другой путешествует по стране на выставке «История российского дизайна», третий — запасной (его фотография перед вами). Впрочем, «Спутник» Константина Собакина относится к числу доступных шедевров дизайна. Купить его в хорошем состоянии на «Авито» и подобных ему платформах можно, если постараться. Пока можно. 

SPACE AGE — улетный дизайн


Космические тела

Терри О'Нил. Ракель Уэлч в костюме от Pierre Cardin: мини-юбка и ожерелье из синего винила с козырьком из оргстекла. Фото: Terry O’Neill/ Iconic Images/Brooklyn museum
Терри О'Нил. Ракель Уэлч в костюме от Pierre Cardin: мини-юбка и ожерелье из синего винила с козырьком из оргстекла.
Фото: Terry O’Neill/ Iconic Images/Brooklyn museum

Первопроходцами стиля space age в моде были испанец Пако Рабанн и два француза — Андре Курреж и Пьер Карден. Первая «космическая» коллекция Кардена в стиле space age вышла в 1964 году. Официального названия у нее не было — ее называют просто Space age collection или Cosmocorps («космическое тело», по названию одного из костюмов). Карден представил в ней футуристичные наряды из винила и металлизированных тканей. Космос продолжал вдохновлять кутюрье и многие годы спустя.


Futuro для гуманоидов

Дом Futuro — типичный представитель космического стиля в архитектуре. Фото: Ula Ulachka / Фотобанк Лори
Дом Futuro — типичный представитель космического стиля в архитектуре.
Фото: Ula Ulachka / Фотобанк Лори

Дом Futuro — типичный представитель космического стиля в архитектуре. Капсула в форме НЛО была спроектирована финским архитектором Матти Сууроненом во второй половине 1960-х. Изготовленный из стеклопластика, домик легко транспортировался и собирался за считаные часы. Futuro был задуман как мобильное жилище для отдыха, олицетворяющее веру в технологии. Всего было произведено около 60 экземпляров — один из них стоит на горнолыжном курорте в Домбае.


Яйцо с крышкой

Кресло Garden Egg Chair, созданное в 1968 году немецким дизайнером Петером Гичи. Фото: Bonhams
Кресло Garden Egg Chair, созданное в 1968 году немецким дизайнером Петером Гичи.
Фото: Bonhams

В мебели космический стиль, кажется, вовсе не терял актуальности: в том или ином виде его влияние ощущается и сегодня, и многие культовые предметы 1960-х можно увидеть в современных гостиных. Однако кресло Garden Egg Chair, созданное в 1968 году немецким дизайнером Петером Гичи, пожалуй, слишком принадлежит своей эпохе, чтобы оставаться актуальным. Хотя смелый дизайн этого водонепроницаемого складного кресла-капсулы, безусловно, восхищает.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
5
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
6
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+