18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Любо, братцы, жить: история казачества теперь музеефицирована

Женский полк (Амурские казачки Верхне-Благовещенского поселка). Военные действия в Китае. 1900 год Фото: Государственный исторический музей
Женский полк (Амурские казачки Верхне-Благовещенского поселка). Военные действия в Китае. 1900 год
Фото: Государственный исторический музей
№132, июнь 2025
№132
Материал из газеты

Государственный исторический музей 25 июня открывает в Москве новый филиал — Центральный музей российского казачества. Экспозиция рассказывает об этом историческом и социальном явлении с точки зрения современной государственной политики

История нового учреждения началась много лет назад и была терниста. Ветераны Центрального казачьего войска написали письмо Владимиру Путину с просьбой о выделении здания еще в 2013 году. Первое заседание рабочей группы по созданию музея состоялось в Российском военно-историческом обществе (РВИО) в начале 2017 года; тогда планировалось, что Музей казачества станет частью будущего музея РВИО на Большой Никитской улице. Через несколько месяцев эстафету перехватил Государственный исторический музей. Было решено, что такого рода музей будет все-таки его филиалом и разместится на Измайловском острове, в зданиях, принадлежащих ГИМ. Там Музей казачества собирались открыть в 2020 году, но в итоге от этих сроков и локации пришлось отказаться.

Идея, в отличие от многих других, не сошла на нет, ибо концепция казачества с его декларированным патриотизмом весьма важна для современной России, так что в перечне поручений президента есть и вопрос «реализации государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества».

Центральный музей российского казачества. Фото: Государственный исторический музей
Центральный музей российского казачества.
Фото: Государственный исторический музей

В конце концов Музею казачества выделили ампирное здание в районе Пречистенки — в Большом Лёвшинском переулке, поблизости от музея-мастерской Анны Голубкиной. Это бывшее Дворцовое ведомство — императорское казенное учреждение, где располагались чиновничьи квартиры (одним из жильцов был Иван Забелин, вошедший впоследствии в число основателей Исторического музея). Приспособить строение к музейным функциям было непросто, в частности из-за недостаточно высоких потолков. Реставрация здания, являющегося объектом культурного наследия федерального значения, а также создание экспозиции заняли больше года.

Экспозицией занимался заведующий научно-экспозиционным отделом ГИМ Виктор Безотосный, один из ведущих отечественных специалистов по истории казачества и эпохе Наполеоновских войн. В 2023 году он выступал куратором выставки «Казачья гвардия — гордость Российской империи», которая была своего рода репетицией постоянной экспозиции будущего филиала и показала публике, каков будет ее характер.

Что получилось в итоге? Экспозиция площадью более 550 кв. м заняла 16 залов (общая площадь здания 1,6 тыс. кв. м). Тематически она охватила историю всех казачьих войск Российской императорской армии и даже более ранний период формирования сословия — с XV века. Географически тут представлена почти вся страна, вплоть до Владивостока, а ведь об огромном пространственном охвате казачьего расселения нередко забывают, поскольку его затмевают пиар-успехи Дона и Кубани в советском кинематографе.

Собственный Его Императорского Величества Конвой. 1860-е годы. Фото: Государственный исторический музей
Собственный Его Императорского Величества Конвой. 1860-е годы.
Фото: Государственный исторический музей

В экспозиции представлено более 800 предметов из собрания ГИМ: нумизматическая коллекция, казачьи награды (грамоты, жалованные ковши и сабли, именные медали), оружие, униформа и знамена, коллекция живописи, графики, скульп­туры, материалы из фондов письменных источников, карты, мемориальные вещи и прочее.

На первом этаже разместилось 12 залов, рассказывающих историю казачества вплоть до революции. Еще 4 зала на втором этаже посвящены оставшемуся, более смутному современному периоду — времени Гражданской и Великой Оте­чественной войн, возрождению казачества в постсоветский период; здесь говорится о казаках — участниках СВО, а также о культурном вкладе казаков в искусство, в частности о Государственном академическом Кубанском казачьем хоре.

В экспозиции музея будет широко представлен мультимедийный контент. На цокольном этаже организовано общественное пространство: видеозал, центр казачьей культуры и многофункциональный зал для проведения различных мероприятий. Как отмечают в ГИМ, новое подразделение станет методическим центром для координации музеев казачества в регионах: Забайкальском, Краснодарском, Ставропольском краях и Омской, Оренбургской, Ростовской, Челябинской и других областях.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+