Две половинки сферы из синего стекла с гравировкой и крошечными искорками бриллиантов. Матовое облако из горного хрусталя… Почти 80 лет эти разрозненные предметы тихо лежали в фондах Минералогического музея им. А.Е.Ферсмана, пока в 2001 году на них не обратила внимание эксперт Гохрана Вероника Волдаева, готовившая выставку «Фаберже. Пасхальные подарки» для Музеев Московского Кремля. И не просто обратила внимание, а подняла на ноги коллег — хранителя коллекции поделочных и драгоценных камней Музея им. Ферсмана Марианну Чистякову и хранителя коллекции русского ювелирного искусства XIX–XX веков Музеев Кремля, главного знатока России по изделиям фирмы Фаберже Татьяну Мунтян. Назревала сенсация…
Представление о яйцах Фаберже как об эталоне художественной и материальной ценности держится уже полтора столетия — с того момента, как император Александр III заказал в 1885 году первое, для подарка своей супруге Марии Федоровне. С тех пор не проходило года без яйца; Николаю II пришлось заказывать по два — для матушки и супруги. Уникальные изделия широко показывали на выставках, богатейшие предприниматели мира стремились получить такое же — отсюда некоторое количество яиц Кельха, Ротшильда, Нобелей. Большевики, хоть и нарочито игнорировали ценность пасхальных яиц фирмы Фаберже как произведений искусства, их денежную стоимость сознавали отлично и продавали за границу. Там они в течение ХХ века изредка всплывали на аукционах и уходили за баснословные суммы.
В 1990-е в России была признана не только художественная ценность яиц Фаберже, но и сам факт, что эти предметы принадлежали царской семье, причем были связаны с личными взаимоотношениями внутри нее, а еще с православным праздником Пасхи, и прочая, и прочая — все это сделало их важной частью русской идентичности. Великолепные выставки в Музеях Кремля (где хранится десять яиц) и создание Музея Фаберже (еще девять, которые были куплены в 2004 году предпринимателем Виктором Вексельбергом из коллекции Малкольма Форбса) окончательно утвердили за ними статус национального достояния.
Последнее императорское яйцо фирмы Фаберже готовилось к Пасхе 1917 года. Оно известно как «Созвездие цесаревича» и было посвящено сыну Николая II цесаревичу Алексею. О судьбе изделия не было известно ничего, оно считалось безнадежно утраченным. Описание «Созвездия» сохранилось в записках главного художника фирмы Фаберже Франца Бирбаума (вышли на русском в 1997 году), где он сообщал, что работа не была закончена. «…Яйцо синего стекла, на котором было инкрустировано созвездие того дня, в котором родился наследник. Яйцо поддерживалось амурами из серебра и облаками матового горного хрусталя. Если не ошибаюсь, внутри были часы с вращающимся циферблатом. Изготовление этого яйца было прервано войною. Готовы были амуры, облака; само яйцо с инкрустациями и пьедестал не был окончен», — писал Бирбаум. В архиве внучки Карла Фаберже Татьяны Федоровны сохранился эскиз «Созвездия цесаревича» — небесная сфера, покоящаяся на пышном облаке, по которому взбирается группа амуров-путти.
Эксперт из Музеев Кремля была прекрасно знакома и с эскизом, и с описанием утраченного яйца. «Когда главный хранитель Музея Ферсмана Марианна Борисовна Чистякова положила передо мной две синие полусферы и кварцевое облако, я мгновенно узнала эти фрагменты», — вспоминала Татьяна Мунтян. Это было величайшее открытие.
Но как последнее пасхальное яйцо знаменитого ювелира оказалось в Музее им. Ферсмана? После изучения музейных архивов стало понятно, что детали изделия попали в фонды в 1926 году вместе с даром Агафона Карловича Фаберже, второго сына сделавшего фирму поставщиком императорского двора Карла Густавовича Фаберже. После революции фирма закрылась, ее владельцы более или менее спешно покидали Россию, увозя крохи своих богатств (содержимое магазинов в Петербурге и Москве было конфисковано сразу, хранившееся в семейном доме тоже не удалось спасти).
Агафон Фаберже и директор Минералогического музея Александр Ферсман были знакомы: оба работали в Комиссии по изучению естественных производительных сил, основанной в 1915 году по инициативе академика Владимира Вернадского. Агафон Карлович покинул страну в 1927-м, а годом ранее передал в музей ограненные ювелирные камни, большое количество «рядового материала» — яшм, гранатов, малахита, а также несколько изделий. Сфера из кобальтового стекла с бриллиантами (вернее, верхняя полусфера и нижняя «половинка яйца») попали при оформлении в один раздел фондов, а основание из кварца — в другой. Судьба фигурок путти неизвестна.
«На верхней части яйца вырезаны созвездия северного неба, — писала Марианна Чистякова в статье о вновь обретенном изделии Фаберже. — Звезды должны были быть из бриллиантов (несколько самых мелких искр сохранилось). Наиболее крупным камнем было отмечено созвездие Льва, под которым родился цесаревич Алексей, надежда царской семьи на продолжение рода и династии».
Конфигурация небесных тел на стекле, намеченных отверстиями под камни, была отдельно изучена в статье главного хранителя Музея Ферсмана Евгения Генералова. «Расположение созвездий на стеклянной полусфере… — пишет он, — с большой точностью отвечает теоретическому виду небесной сферы на широте и долготе Санкт-Петербурга на 13 часов 14 минут (местное время) 12 августа (новый стиль) 1904 года (время и дата рождения цесаревича Алексея)». Самый крупный камень должен был изображать Солнце, когда оно первые сутки находится в созвездии Льва, пройдя накануне границу между созвездиями Льва и Рака.
Сохранившиеся детали последнего яйца Фаберже собраны воедино сотрудниками Государственного научно-исследовательского института реставрации: половинки соединили поясом из плексигласа и водрузили на кварцевое облако. В таком виде «Созвездие цесаревича» приняло участие в нескольких выставках и постоянно экспонируется в Минералогическом музее им. Ферсмана.
Почти двухметровая мраморная скульптура II века н.э. была найдена во время раскопок в термах Каракаллы в Риме в 1546 году. Шедевр эллинизма получил свое название по имени одного из владельцев, кардинала Алессандро Фарнезе, который приобрел статую в 1562 году. Титан Атлант держит небо на плечах — и это самое раннее из известных изображений звездного неба в виде сферы. На ее поверхность нанесены рельефные контуры 43 созвездий — в соответствии с астрономическими знаниями, систематизированными Птолемеем примерно в то же время, когда была создана скульптура. «Атлантом Фарнезе» можно любоваться в Национальном археологическом музее Неаполя.
Одна из самых узнаваемых астрономических иллюстраций была впервые опубликована в 1888 году в книге «Атмосфера: популярная метеорология» французского популяризатора науки Камиля Фламмариона. Она изображает путника, который выглядывает за пределы небесной сферы и видит механизмы «истинного» мира — нечто вроде часов Вселенной. Иллюстрация визуализирует архаичное представление о замкнутом небосводе, за пределами которого скрывается божественный порядок. Несмотря на средневековую эстетику, гравюра, вероятнее всего, была создана в XIX веке специально для книги Фламмариона и, возможно, даже им самим, хотя авторство так и не установлено.
Представитель американского ар-деко, скульптор Пол Мэншип (1885–1966) любил изображать небесную сферу. Оригинал 1934 года представляет собой бронзовую скульптуру около полуметра в диаметре. Одна такая сфера экспонируется в Музее искусств Сент-Луиса, еще одна была продана на Christie’s в 2018 году за $941 тыс. Самая известная — и самая крупная (4 м в диаметре) — была установлена под названием «Мемориал Вудро Вильсона» в 1939 году перед штаб-квартирой Лиги Наций в Женеве, символизируя идею глобального порядка. Еще одна версия, в два раза меньше, с 1948 года украшает Парк авиаторов в Филадельфии; она посвящена жертвам Первой мировой войны.