18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Страна восходящего, но так и не взошедшего соцреализма

Картина Суямы Кэйити «За родину» (1932) много лет хранится в Москве, в Государственном музее Востока.  Фото: Государственный музей Востока
Картина Суямы Кэйити «За родину» (1932) много лет хранится в Москве, в Государственном музее Востока.
Фото: Государственный музей Востока
№131, май 2025
№131
Материал из газеты

В издательстве музея «Гараж» вышла книга «Японское. Модернистское. Пролетарское. Искусство Японии 1920–1930-х годов в СССР». Она рассказывает про исторические художественные события, которые забылись, несмотря на их яркость и радикальность

Монография Катарины Лопаткиной, историка искусства, бывшей сотрудницы Государственного Эрмитажа, посвящена экзотическим сюжетам. Речь на страницах книги идет о том, как ростки соцреализма пробивались на вулканической почве Японских островов. Проще говоря, о влиянии советского реалистического искусства на идейные и технические элементы искусства японского.

Эта культура открылась западным веяниям после революции Мэйдзи 1867–1868 годов. Несколько позже была основана Токийская техническая художественная школа, в которой обучали искусству «ёга» — живописи в западном стиле. Впрочем, прямолинейное заимствование и ученичество не вызывали энтузиазма у наблюдателей. Вот что писал Николай Пунин, ставший в 1927 году комиссаром советской выставки в Токио, Осаке и Нагое, о современном состоянии местного изобразительного искусства: «Кажется, что художественная жизнь Японии полна сил и движения. Между тем над всем этим стоит зловещая звезда падения и распада… европейские влияния… сбили древнюю живописную культуру».

Лопаткина К. Японское. Модернистское. Пролетарское: Искусство Японии 1920–1930-х годов в СССР. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2025. 224 с., ил
Лопаткина К. Японское. Модернистское. Пролетарское: Искусство Японии 1920–1930-х годов в СССР. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2025. 224 с., ил

Разумеется, не мертвый академизм мог напитать живительными соками японскую живописную культуру. Прежде всего, молодые японцы потянулись в Европу, в первую очередь в Париж. Примечательно, что на выставке «Современное французское искусство», проходившей в 1928 году в Москве, в Музее нового западного искусства, экспонировались и работы двух парижских японцев — Фудзиты Цугухару (Леонара Фужиты) и Коянаги Сэи. Рисунок последнего «Кошка» был куплен московским музеем и стал первым японским произведением в его собрании.

Другим источником энергии для молодых японских творцов стал соцреализм. Его воздействие происходило как в результате деятельности международных социалистических организаций (Международное бюро революционных художников, 1930–1936), так и напрямую из СССР. В этом случае первыми скрипками были Всесоюзное общество культурных связей с заграницей (ВОКС) и объединение «Всекохудожник». Именно по линии ВОКСа проводились выставки 1927 и 1932 годов в Японии, именно в издательстве «Всекохудожник» вышла первая монография о японской живописи (1934). Ее автором была Ольга Бубнова, муж которой возглавлял Наркомат просвещения РСФСР (оба погибли в годы Большого террора). Интересно, что Бубнова основное внимание уделила опять-таки модернистам: Коге Харуэ, Накагаве Кигэну и Сейдзи Того, работавшим с оглядкой на сюрреализм и экспрессионизм.

В то же время и советское реалистическое искусство находило отклик в японской культуре. В 1929 году был основан Союз пролетарских художников Японии, проводивший ежегодные выставки. В крупнейших городах страны открылись художественные школы союза, где преподавали в том числе марксистско-ленинскую философию и эстетику. Объединение участвовало в социально-политической борьбе в Японии тех лет — руководитель токийской школы Окамото Токи неоднократно подвергался арестам, тюремные сроки отбывали художники Оцука Гэндзи и Янэса Мацуяму.

Ёритомо Сирин. «Протест рабочих против надзора с пистолетом». 1930-е.  Фото: Государственный Музей Востока
Ёритомо Сирин. «Протест рабочих против надзора с пистолетом». 1930-е.
Фото: Государственный Музей Востока

Японские пролетарские живописцы сознательно уходили от следования традиции и даже от стилизации, их кумирами были Георг Гросс, Александр Дейнека и идеологи Ассоциации художников революции (АХР). Новые мастера предпочитали создавать большие тематические картины с заостренным политическим сюжетом: стачки, собрания, демонстрации, столкновения с полицией и штрейкбрехерами, аресты и обыски.

Просуществовал этот тренд недолго: в 1934 году правительство запретило деятельность всех социалистических организаций. Некоторые пролетарские картины были приобретены Музеем нового западного искусства, а после его расформирования попали в коллекцию Эрмитажа, где и привлекли интерес исследовательницы.

Книга Лопаткиной заслуживает всяческого внимания. Только читателю следует быть готовым к избыточному материалу на ее страницах. Например, целая глава посвящена деятельности ВОКСа, причем не только на Дальнем Востоке. Безусловно интересный сюжет о выставке российских художников в Японии, организованной в 1920 году неугомонным Давидом Бурлюком, несколько выпадает из общей канвы повествования: воздействие того показа на японских художников — как модернистов, так и «соцреалистов» — неочевидно. Также особняком стоит фрагмент четвертой главы, посвященный эсперантистам. Тем не менее и здесь вдумчивый читатель найдет ценный фактический материал. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+