Торжественная церемония награждения лауреатов Премии The Art Newspaper Russia прошла в Московском драматическом театре им. А.С.Пушкина и включала объявление победителей в пяти номинациях: «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года» и «Личный вклад». Театрализованное шоу, каждый номер в котором был посвящен одному из пяти лауреатов, было прошито единым сценарием, названным режиссером Алексеем Аграновичем «поиском рецептов гармонии».
Издатель The Art Newspaper Russia Ольга Ярутина в приветственной речи привела любопытную статистику прошлого года. Так, за 2024 год только в печатном издании мы рассказали о 35 музеях в разных уголках нашей страны и мира, среди них 21 новый или заново открытый; поговорили с 13 директорами культурных институций и 10 художниками; отметили реставрацию 57 предметов и зданий; прочитали и поделились мнением о 91 книге по искусству; написали о 230 выставках в 50 городах России и мира.
Генеральный директор газеты и директор премии Татьяна Сахокия в своем выступлении предложила почтить память выдающегося художника и культурного деятеля Зураба Церетели, с которым в Москве прощались в этот день: «Сложно перечислить все его награды и звания: президент Российской академии художеств, Герой Соцтруда, лауреат множества премий, кавалер самых разных орденов. Но главное — он был человеком огромного таланта и широкой души, помогал коллегам, поддерживал культурные инициативы. Он был большим другом и нашей газеты».
Главный редактор Милена Орлова выразила признательность Ольге Ярутиной за «интенсивный творческий ритм», благодаря которому в газете появилось новое регулярное приложение о маленьких российских городах «По пути», вышла первая книга — сборник интервью с современными художниками, открылась первая выставка — в Московском музее современного искусства, которую можно посетить до 19 мая.
Само шоу, созданное Алексеем Аграновичем, Алексеем Беляковым и Кириллом Преображенским, началось интригующе. На темной сцене возникли два экрана Zoom, на одном из которых — актер театра «Сатирикон» Антон Кузнецов, а на втором — фото первого народного комиссара просвещения Анатолия Луначарского и инициалы А.В. Он выступил в роли заказчика сценария для выставочного проекта, посвященного пяти главным событиям года. Герой озадачен, однако, ссылаясь на собственную «низкую культуру отказа», соглашается. Фактически вся дальнейшая церемония и идет по этому сценарию, перемежаясь комментариями Заказчика. Все происходит в атмосфере закатного вечера в уютном городском дворике, где главной декорацией и смысловой доминантой становится подлинный автомобиль «Волга» 1957 года выпуска. Также весь спектакль сопровождают аранжировки и фортепианный аккомпанемент Андрея Полякова.
По традиции статуэтку авторства художника Сергея Шеховцова вручают победители прошлых лет, и для награждения в номинации «Музей года» на сцену поднялась директор Центрального выставочного зала «Манеж» в Санкт-Петербурге, лауреат в номинации «Музей года» в 2020 году и «Выставка года» в 2024 году Анна Ялова. Награда «за современный музей, созданный командой, для которой одинаково важно и глобальное, и локальное», вручена музею «Третьяковка в Самаре. Фабрика-кухня» в лице директора филиала Государственной Третьяковской галереи в Самаре Михаила Савченко. Он, «пользуясь случаем», пригласил посетить город, где, помимо филиала Третьяковки, пляжи длиной 5 км, и поблагодарил своих коллег, включая бывшего директора музея Зельфиру Трегулову, при которой этот проект начался, и нынешнего — Елену Проничеву, с которой «Фабрику-кухню» открыли, а также свою маму Людмилу Савченко, долгие годы руководившую Самарским литературным музеем.
Номер — посвящение лауреату начался так: сцена окрашивается в цвет закатного неба, на котором выделяются силуэты людей как отсылка к советским приключенческим фильмам, в первую очередь «Неуловимым мстителям». От группы отделяется Герой, зачитывающий монолог Петра Мамонова «Николай». Далее следуют кадры из самого музея; кульминацией становится видео, где сотрудники выстраиваются на площади, повторяя уникальную архитектуру здания в виде серпа и молота.
Статуэтку за «Выставку года» вручала директор Мультимедиа Арт Музея, лауреат в номинации «Музей года» за 2013 год и «Личный вклад» за 2016 год Ольга Свиблова, а победителем стала «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в Государственном Эрмитаже — «за яркую зрелищность и смелую фантазию, которые превратили академическую выставку в увлекательный спектакль». Награду принял заведующий отделом западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа, куратор выставки Михаил Дединкин. Генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, который не смог лично присутствовать, в своем видеообращении отметил, что «The Art Newspaper Russia — замечательное явление в нашей жизни, прекрасная газета, которую читать интереснее, чем ее итальянский и английский варианты». После необычного рейва среди цветов (это был танцевальный номер, посвященный выставке и поставленный хореографом Ириной Кононовой) настал черед следующей номинации.
Для вручения награды «Книга года» на сцену пригласили архитектора, художника, куратора, лауреата в этой номинации 2019 года Юрия Аввакумова. За издание «Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917–1937» приз получили директор Центра «Зотов» Дарья Филиппова и куратор Полина Стрельцова.
Герой вновь с экрана посетовал, что «конструктивисты расчертили все идеально — не их проблема, что человек оказался неидеальным, ну что с ним поделать!» Далее на эстраде юморист-сатирик Богдан Лисевский исполнил фельетон Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Веселящаяся единица» про «борьбу за здоровое гулянье», где предлагается «осмыслить этот гулятельно-созидательный процесс, который некоторыми вульгаризаторами опошляется названием прогулки».
Награду «Реставрация года» за «восстановление важнейших деталей и возвращение подлинного облика уникального памятника древнерусской архитектуры» директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева Михаил Миндлин вручил настоятелю звенигородского Успенского собора на Городке архимандриту Иерониму и научному руководителю реставрации собора Георгию Евдокимову. Вслед за развернутым рассказом Миндлина о значении этого памятника 92-летний архимандрит произнес краткую проникновенную речь, которая многих заставила прослезиться. А затем на сцене возник образ храма из множества колокольчиков.
В этом году лауреат в номинации «Личный вклад», согласно новому регламенту премии, был объявлен заранее, и им стал основатель компании «Экспо-парк Выставочные проекты», организатор арт-ярмарок Василий Бычков. В посвященном этой номинации номере Герой сначала по Zoom, а потом со сцены рассказывал от первого лица забавные факты из биографии лауреата, сопровождавшиеся видеорядом из семейного архива. Награду с формулировкой «за вклад в развитие художественного процесса и рынка искусства» вручила основательница Центра современного искусства «Винзавод», лауреат в номинации «Личный вклад» за 2023 год Софья Троценко, элегантно выйдя из той самой, стоявшей на сцене раритетной «Волги» — точно такая есть в коллекции Василия Бычкова.
В конце шоу на экране снова появляется Заказчик со словами: «Спасибо за проделанную работу, но знаете… мы ее, наверное, не примем. Дорого и слишком... даже не знаю, как сказать... В общем, себе вы на уме, вот что». Финалом церемонии стала вариация на песню Юрия Шевчука «Дождь» в исполнении хора под руководством Павла Гогадзе.
После окончания церемонии никто не расходился, общение гостей и победителей продолжилось в неформальной обстановке. Ее созданию способствовали партнеры: виноторговая компания ISSI Spirits и вода Еdis, а украсило театральное фойе архитектурное бюро BURO ALL, придумавшее флористическое оформление с пионами и орхидеями.
Генеральным партнером XIII Ежегодной премии The Art Newspaper Russia стал Газпромбанк Private.
Партнер премии — отель Ararat Park Hyatt Moscow.