18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Потаенные зигзаги на единственно верном пути

Борис Михайлов. «Два трамвая» из серии «Красная серия». 1975.  Фото: Vladey
Борис Михайлов. «Два трамвая» из серии «Красная серия». 1975.
Фото: Vladey
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

Оксфордский университет выпустил гид по советскому андерграунду, причем подошел к вопросу с академической основательностью: к проекту были привлечены полсотни авторов, которые суммарно написали больше тысячи страниц

Это грандиозная книга, посвященная грандиозной теме. Над сборником эссе работал коллектив из полусотни авторов — тех, кто не побоялся провести нас, читателей, за ручку по этому дремучему лесу. Человеку непосвященному, вроде меня, наверняка будет интересно и в то же время жутковато узнать о бесконечных, постоянно меняющихся правилах и предписаниях. Как в знаменитом оруэлловском романе «1984», советский режим не ограничивался внешним контролем поведения граждан. Власти хотели, жаждали залезть в голову каждого, чтобы контролировать мысли людей. Это издание — летопись почти акробатических трюков, которые проделывали около сотни художников, чтобы втайне выстроить свои замаскированные, испещренные лабиринтами башни из слоновой кости. Неудивительно, что именно концептуализм стал ядром художественного инакомыслия.

The Oxford Handbook of Soviet Underground Culture / Под редакцией Marc Lipovetsky, Maria Engstrom, Tomas Glanc, Ilja Kukuj, Klavdia Smola. Oxford University Press, 2024. 1080 с. На английском языке
The Oxford Handbook of Soviet Underground Culture / Под редакцией Marc Lipovetsky, Maria Engstrom, Tomas Glanc, Ilja Kukuj, Klavdia Smola. Oxford University Press, 2024. 1080 с. На английском языке

Моим первым проводником в этот загадочный мир была Олеся Туркина. Честно говоря, поначалу меня не слишком привлек заголовок ее эссе — «Подпольное визуальное искусство: фотография, кино, концептуализм кадра», но она смогла реабилитироваться уже в подзаголовке «Зигзаг удачи», захватив мое внимание пересказом сюжета одноименной кинокартины Эльдара Рязанова. Это история Владимира Орешникова, всю жизнь мечтавшего о профессиональной камере «Зенит-6», потому что он хочет стать настоящим фотографом; но, выиграв в лотерею, наш герой покупает жене шубу.

Олеся Туркина очерчивает контекст неофициального искусства в советской культуре, которая вообще-то имела четко заданную официальную функцию — служение народу и партии. В частности, фотоаппарат стал инструментом пропаганды. Как пишет Туркина, «в конце 1920-х годов фотография приобрела огромную популярность, потеряв при этом свою независимость. Ее функция заключалась в том, чтобы служить „народу“, то есть партии и советской идеологии». Как ни парадоксально, это также привело к тому, что фотография стала оружием, позволяющим ставить под сомнение цели и правила правящей системы. Туркина пишет: «Постановление Президиума ЦК от 14 июля 1955 года „О разрешении въезда интуристов и ввоза фотоаппаратов“ можно считать началом официальной „оттепели“ в отношении фотографии».

Акция группы «Гнездо» на открытии выставки в павильоне «Дом культуры» ВДНХ. Москва,1975.  Фото: Фонд Игоря Пальмина/Архив Музея современного искусства «Гараж»
Акция группы «Гнездо» на открытии выставки в павильоне «Дом культуры» ВДНХ. Москва,1975.
Фото: Фонд Игоря Пальмина/Архив Музея современного искусства «Гараж»

Переключение между «заморозками» и «оттепелью», похоже, глубоко определяет российскую реальность — вплоть до далекого прошлого, какой бы режим ни оказывался у власти. Невозможно преувеличить опасность, которой подвергались многие художники любого масштаба, творя и существуя в узких рамках того общества. При этом граница между официальным и не­официальным искусством была размыта. Редакторы в предисловии отмечают: «Хотя жесткая бинарная оппозиция официальной культуры и андерграунда не вызывает никаких сомнений, сосуществование этих двух культур остается историческим фактом». Несмотря на провозглашенную цель — создать четкое, понятное искусство, «обращенное к народным массам, одобренное партийной цензурой и подчиненное догмам соцреализма», в разрешенной парадигме таинственным образом существовала музыка Дмитрия Шостаковича, фильмы Андрея Тарковского и романы Юрия Трифонова, тогда как другие творческие люди создавали культуру андерграунда. Это было невероятное хитросплетение — словно в тускло освещенном «Лабиринте» Ильи Кабакова.

Можно легко ввести себя в заблуждение, вообразив, что советский андерграунд находился в полной изоляции. Однако его представители прекрасно умели добывать и анализировать информацию. В книге есть целые разделы, посвященные интеллектуальным кружкам и сообществам. Об их структуре говорится в эссе Валентины Паризи, а также в статье Эйнсли Морс — она рассказывает о «промежуточных», тех, кто перемещался между официальным и неофициальным мирами.

Илья Кабаков со своей работой из серии «Вопросы и ответы».  Фото: Архив Андрея Ерофеева/Архив Музея современного искусства «Гараж»
Илья Кабаков со своей работой из серии «Вопросы и ответы».
Фото: Архив Андрея Ерофеева/Архив Музея современного искусства «Гараж»

В заключение — об абсурде. Томаш Гланц, один из авторов гида, рассказывает о «младоконцептуалистах», показывая, что концептуализм вышел далеко за пределы кружка Ильи Кабакова, Эрика Булатова и Виктора Пивоварова. В качестве доказательства искусствовед цитирует беседу двух концептуалистов второго поколения, Юрия Лейдермана и Сергея Ануфриева. «Я считаю, что любая попытка сейчас вернуться к традициям концептуализма, а именно к традиции разговора и дискуссии, абсолютно бессмысленна... Любой разговор Кабакова и Монастырского (лидера группы «Коллективные действия») имеет ценность, его слушаешь, как золото, но то, что у нас сейчас, — абсолютный идиотизм». Ануфриев продолжает: «Когда идеология становится бессвязной, она превращается в психодел».

Абсурд иногда спасал художников от ареста, это был защитный механизм. Однако его использование для критики советского режима можно сравнить с тем, как «Монти Пайтон» или Saturday Night Live поносят американский и британский образ жизни. Что ж, нам всем нужно в андер­граунд.

Впервые опубликовано на английском языке в издании Art Focus Now

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
3
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
6
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
7
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+