18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«ГЭС-2» покажет бразильское видео без перевода и вообразит фестиваль

Дом культуры «ГЭС-2». 2022.  Фото: Даниил Анненков
Дом культуры «ГЭС-2». 2022.
Фото: Даниил Анненков

Дом культуры «ГЭС-2» подвел итоги года и анонсировал будущие проекты. В 2024-м его посетил почти 1 млн человек. В следующем году их может стать еще больше: «ГЭС-2» «замедляется» и глубоко погружается в историю искусства и художественную практику

Артем Бондаревский, генеральный директор «ГЭС-2» и фонда V–A–C, построил отчетный доклад Дома культуры в стиле Стива Джобса. Расхаживая по актовому залу в демократичном пиджаке, надетом на утепленный жилет, он старался разбавлять цифры шутками. «Даже не представляете, сколько людей пытались проверить подлинность „Черного квадрата“ Малевича разными частями тела, но, к счастью, эти попытки удалось пресечь», — например, сказал он, вызвав легкие улыбки в зале. Что касается сухой статистики, то, согласно подсчетам «ГЭС-2», за 2024 год (к концу ноября) Дом культуры посетило 942 тыс. человек, что почти на 300 тыс. больше, чем в 2022-м, и на 120 тыс. больше, чем в 2023-м. При этом 60% посетителей приходят не первый раз и 80% посещают проект, а не просто заходят, чтобы «попить кофе и сделать селфи». Впрочем, в 2023-м процент «возвращенцев» был несколько выше — 77%. Но абсолютно для всех пришедших «культура — часть образа жизни», подчеркнул гендиректор «ГЭС-2».

Франциско Инфанте-Арана, Платон Инфанте. Инсталляция «Небесные артефакты». Дом культуры «ГЭС-2». 2024. Фото: Даниил Анненков
Франциско Инфанте-Арана, Платон Инфанте. Инсталляция «Небесные артефакты». Дом культуры «ГЭС-2». 2024.
Фото: Даниил Анненков

Отдельно Бондаревский коснулся работы с художниками, которые, по его словам, «развиваются вместе с аудиторией и командой „ГЭС-2“». Ряд произведений, созданных в Центре художественного производства «Своды» (а в 2024 году таковых 119), потом показали на других площадках. Примером служит «Серый человек» Алексея Корси, который попал в коллекцию Антона Козлова и сейчас показывается в арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге на выставке «Двадцать один длинный, один короткий». В общей сложности в уходящем году более 80 художников, кураторов и исследователей приняли участие в грантовой программе «ГЭС-2», 70 проектов созданы по заказу Дома культуры и 4 проекта реализованы по результатам программы резиденций.

Справка
2024 год в «ГЭС-2»:

– 14 выставочных проектов;

– 2143 мероприятия публичной программы;

– 37 концертов;

– 21 перформанс;

– 2 театральные премьеры;

– 18 новых книг;

– 98 показанных фильмов.

Еще…

Ксения Макшанцева, генеральный продюсер фонда V–A–C и Дома культуры «ГЭС-2», рассказала о нюансах производства работ. Так, для инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых построили замкнутую систему подачи воды, а для танцевального перформанса Валентины Луценко — фальшстену с 30-сантиметровыми полочками, которые выдерживали актеров. «Важной частью становится посетительский опыт. Мы, например, провели несколько недель, тестируя „Спектакль для одного зрителя“ (который потом был сыгран 800 раз), чтобы понять, как это будет работать», — подчеркнула Ксения Макшанцева.

Алиса Прудникова на пресс-конференции «ГЭС-2».  Фото: Анна Завозяева
Алиса Прудникова на пресс-конференции «ГЭС-2».
Фото: Анна Завозяева

Наконец, программный директор Дома культуры «ГЭС-2» и фонда V–A–C Алиса Прудникова погрузила в систему координат, которой будет руководствоваться арт-пространство в будущем. В 2024 году программных направлений было десять — теперь «ГЭС-2» осознал свою «концептуальную размазанность» и решил сконцентрироваться на трех: «От ускорения к замедлению», «Системы знания и художественная практика» и «Другие модернизмы / Глобальное vs локальное». Их суть раскроется в готовящихся проектах.

В фокусе «ГЭС-2» на ближайшие годы — Латинская Америка. Уже 12 декабря здесь открывается проект «Videobrasil. Перевод не требуется», посвященный творчеству видеохудожников стран «глобального Юга». Летом «ГЭС-2» представит работы Лины Бо Барди — культовой для Бразилии и всего музейного мира фигуры, которая в 2021 году была посмертно удостоена «Золотого льва» 17-й Венецианской архитектурной биеннале. В этом году на 60-й Венецианской биеннале воспроизвели прием, использованный ею в 1968 году в Художественном музее Сан-Паулу: произведения художников замуровали в «стеклянные мольберты» и расположили в пространстве так, словно они левитируют. «Парящий» метод используют и на Проспекте в «ГЭС-2».

Вместе с тем институция смотрит и в другую сторону света — на Китай. Оттуда в декабре 2025 года привезут инсталляцию авангардного режиссера и художника Моу Сена. Перформативный проект по мотивам произведения Сэмюэла Беккета «В ожидании Годо» он специально разработает для пространства Проспекта в «ГЭС-2». Алиса Прудникова обещала, что визуальное решение будет максимально эффектным.

Еще один проект следующего года, намеченный на апрель — сентябрь, будет обращен к Центральной Азии: выставку «Не слитно, не раздельно» посвятят легендарной Хорезмской археолого-этнографической экспедиции, одной из самых значимых и длительных в СССР. Начатые в дельтах рек Амударья и Сырдарья археологом и этнографом Сергеем Толстовым исследования продолжались с 1937 по 1991 год. В экспозицию войдут уникальные археологические памятники, которые актуализируют с помощью работ современных художников.

Балет «Озеро». Дом культуры «ГЭС-2». 2023. Фото: Руслан Шавалеев
Балет «Озеро». Дом культуры «ГЭС-2». 2023.
Фото: Руслан Шавалеев

Параллельно с выставкой будет собрана кураторская программа «Ташкент-1970: кинофестиваль, которого не было». В этом проекте вспомнят историю Ташкентского международного кинофестиваля, который ежегодно проводился в Узбекистане с 1958 года и стал важной точкой культурного обмена в годы холодной войны, но в 1970-м был отменен из-за эпидемии оспы. В Доме культуры представят, будто бы тот неслучившийся смотр все же состоялся. Еще один кинопроект получит название «Фестиваль обретенных фильмов». На нем покажут киноленты из разных стран, которые по разным причинам долго лежали на полке.

Планирует «ГЭС-2» и работу с российскими регионами. Летом 2025-го — серию проектов с Северной Осетией (совместно с Северо-Кавказским филиалом ГМИИ им. А.С.Пушкина). Центральной его темой станет исследование феномена хадзара. Речь о постройках во дворах, где были столы и скамейки; там собирались, чтобы коллективно отметить праздник или поминки. Другой проект связан с культурным сообществом Ямало-Ненецкого автономного округа и расскажет о его ритуалах. Оба они станут ответом на вопрос, как на эти уходящие в прошлое традиции смотреть из ХХI века.

Не обойдется и без академических, инклюзивных, экспериментально-театральных, издательских и резидентских программ. Среди них — международная научная конференция «Другие модернизмы» (ноябрь), междисциплинарная конференция «Исследуя сообщество глухих» (октябрь), издание фундаментального труда по истории классического искусства Алоиза Ригля «Позднеримское художественное производство» и книги Клемента Гринберга «Искусство и культура», форум «Музейный гид» (май), премьера спектакля Юрия Муравицкого «Будущее», театральная лаборатория «Действие четвертое» и спектакль «МУМУ. Действие четвертое».

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+