18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

От Мурано до Мураново: целая жизнь в жанре путевых заметок

Никита Алексеев. «Борисоглебск». 1963. Фото: Музей современного искусства «Гараж»
Никита Алексеев. «Борисоглебск». 1963.
Фото: Музей современного искусства «Гараж»
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

Художественный концептуальный проект, личный дневник, записки о путешествиях, блестящие рисунки — все это под одной черной обложкой книги Никиты Алексеева «Аахен — Яхрома», выпущенной издательством музея «Гараж»

Начнем с того, что когда-то, больше десяти лет назад, эта книга была выставкой, показанной в одной из московских галерей. Никита Алексеев (1953–2021), художник, участник группы «Коллективные действия», создатель легендарной квартирной галереи APTART, эмигрант, к тому моменту уже вернувшийся из Франции на родину и успевший побыть еще и регулярно практикующим журналистом в еженедельнике о путешествиях «Иностранец», решил каталогизировать все места и населенные пункты, где когда-то бывал — а он много где побывал. Взялся нарисовать картинки и написать небольшие эссе о каждой точке на своей карте. К рисункам прилагался большой чемодан с прикрепленной к ручке флешкой с текстами. Спустя недолгое время инсталляция была продана на одной из зарубежных ярмарок, вскоре галерея закрылась, и следы чемодана потерялись. Если бы не усилия жены Алексеева, искусствоведа Саши Обу­ховой, одной из создательниц архива современного искусства музея «Гараж», отсканировавшей все рисунки, такой книги сегодня бы не было.

Никита Алексеев. «Аахен — Яхрома». М.: Музей современного искусства «Гараж», 2024. 680 с., ил.
Никита Алексеев. «Аахен — Яхрома». М.: Музей современного искусства «Гараж», 2024. 680 с., ил.

А это колоссальный труд. Всего набралось около 600 пунктов. В книге они расположены по алфавиту, и, как ясно из названия, начинается она с немецкого Ахена, а заканчивается подмосковной Яхромой. Сочетание географических названий в оглавлении уже само по себе выглядит поэзией — возьмем, к примеру, букву «Ц»: Царское Село, Цахкадзор, Целль-ам-Зее, Цесис, Цетине, Црвены Оток, Цуоц, Цюрих. Начав читать о Мурано, который автор хорошо изучил, делая свой проект на известной фабрике стекла Berengo (потом эта работа была показана в Пушкинском музее), вы плавно переходите к Муранову, имению, куда автор мечтал попасть из-за любви к Тютчеву. И так везде. Из Стамбула — в Старицу, из Калининграда — в Кале.
Но это не только географические перемещения — это и путешествия во времени, от детских впечатлений к юношеским приключениям и наблюдениям зрелого ума — и обратно. Каждое место промаркировано датами визитов. Чемпионом мог бы стать Судак, где автор бывал десятки раз. Но самым протяженным оказалось пребывание в Москве — это, грубо говоря, вся жизнь. Да, согласно своему замыслу, художник не игнорировал город, в котором родился и жил. Эссе о Москве показательно для всей книги. В ней вы не найдете списка достопримечательностей, она вообще далека от жанра путеводителя, зато почти в каждой заметке есть или эмоциональное (экзистенциальное) переживание момента, или философский парадокс, или все сразу. Москва описана через рисунок обоев и планы ее реконструкций, а проиллюстрирована — нет, не башнями Кремля, а вентиляционными бетонными будками бомбоубежищ.

Никита Алексеев. «Верона». 2006-2008. Фото: Музей современного искусства «Гараж»
Никита Алексеев. «Верона». 2006-2008.
Фото: Музей современного искусства «Гараж»

У книги есть несколько «входов». Можно начать сравнивать собственные впечатления от мест, где вы бывали, с впечатлениями автора. Можно отдаться последовательному и прихотливому потоку городов и стран. А можно, например, сначала разглядывать картинки — всегда изящную минималистичную графику, чтобы вдруг обнаружить портрет композитора Андрея Волконского — к тексту об усадьбе Суханово, бывшему имению князей Волконских, превращенному в советское время в Дом творчества архитекторов. Или, неожиданно, святого Фирса — в главе про Фирсановку, где, оказывается, случилась одна из самых известных акций КД — «Лозунг». Или наткнуться на странный цветок — «песчаную розу» из Сфакса в Тунисе.

В книге есть множество историй, полезных для любителя искусства, — о выставках, знаменитых и не очень, увиденных глазами участника и очевидца. Но удовольствие от текста обеспечено и далеким от искусства людям — просто потому, что книга прекрасно написана. Отдельные пассажи вполне заслуживают того, чтобы быть образцами могучего русского языка на каком-нибудь всеобщем диктанте. Восхищает и эрудиция автора в самых разных вопросах. Так, описывая голубятню, он обязательно назовет породы голубей, а рассказывая о Кисловодске, вдруг упомянет индийскую адвайта-веданту. Но еще больше, как кажется, читателя подкупит «дневниковая» составляющая — то, что обычно опускается в отчетах о путешествиях и что на самом деле составляет важнейший их итог: капризы и отношения со спутниками (спутницами), опоздания и разочарования и, напротив, неожиданные находки и ощущения, моменты, которые запоминаются навсегда. И этим книга Никиты Алексеева напоминает сборник прекрасных стихов.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+