18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Собаки со всех точек зрения

Леон Бонван. «Белый пудель и кот возле печи». Середина XIX в.   Фото: Musée d'Orsay
Леон Бонван. «Белый пудель и кот возле печи». Середина XIX в.
Фото: Musée d'Orsay
№124, сентябрь 2024
№124
Материал из газеты

Новая временная экспозиция кабинета графики Музея Орсе посвящена собакам, дающим повод для самых разных размышлений: о том, как менялась роль этих животных в жизни человека, о статусе графики в художественном процессе и трансформации техник

Тема новой развески графического кабинета Музея Орсе — собаки, и это не удивительно, так как куратором временной экспозиции Сhiens-d’œuvre (игра слов, которую можно перевести как «Собачьи шедевры») стала Сурия Садекова; в музее она занимается историей подаренных коллекций. Многие помнят ее книгу «Собачка Воскресная. Записки куратора о людях, собаках и тайных страстях мира искусства», которая вышла на русском в 2020 году. И вот опять собачки дают повод для самых разных размышлений: о том, как менялась роль этих животных в жизни человека, о статусе графики в художественном процессе и трансформации техник.

В экспозиции 40 произведений из собрания Музея Орсе, ограниченных рамками 1850–1910 годов. «Многие из этих произведений происходят из частных коллекций, вошедших в состав Орсе, их никогда не показывали публике и вряд ли в ближайшее время покажут снова», — говорит Сурия Садекова. Экспозицию графического кабинета сменяют раз в три месяца, и она всегда тематическая. Любопытно, что в прошлом году временная экспозиция была посвящена кошкам. Тогдашний директор Музея Орсе Кристоф Лерибо — кошатник, при нем даже вышла книга о «кошках в Орсе».

Вторая половина XIX и начало ХХ века — время, когда менялось буквально все. Прежде собака на картине была или богатым аксессуаром, или аллегорией верности и добродетели в целом. Эта ее роль сохранилась, например, на акварельном портрете Сары Бернар кисти Жоржа Клерена (1876): борзая здесь — символ роскоши и моды. Другой пример — Гюстав Гийоме, французский художник-ориенталист. Он изображал два типа собак: чаще всего крупных охотничьих, и единственный раз Гийоме нарисовал мелкую борзую-левретку — слюги. Собак этой породы арабы допускали в дом, чтобы демонстрировать как знак богатства.

Леон Бонван. «Собака сидит спиной у ствола дерева». 1875.  Фото: Michel Urtado/RMN-Grand Palais (Musée d’Orsay)
Леон Бонван. «Собака сидит спиной у ствола дерева». 1875.
Фото: Michel Urtado/RMN-Grand Palais (Musée d’Orsay)

Буржуазные ценности, пришедшие на смену аристократическим, также подразумевали присутствие собак, они воспринимались как обязательная часть домашнего уюта. В этом качестве животные присутствуют на рисунках Джеймса Энсора. В экспозиции немало работ Пьера Боннара и Франсуа Бонвена, где собачка оказывается частью французского art de vivre, умения красиво жить.

К рубежу XIX–XX веков собака обретает новое качество самостоятельного персонажа, важного психологически («друг человека») или эстетически. Серия рисунков Эжена Грассе, одного из зачинателей модерна, показывает, как он работал над образом — от анатомической штудии до стилизованного абриса, готового украсить собой шпалеру или витраж. Жан-Луи-Эрнест Мейссонье, один из самых дорогих художников своего времени, написал сотни полотен, совершенных и академически холодных. Однако в акварельном портрете его собаки рука мастера вдруг обретает легкость и душевную точность.

Таким образом, выставка показывает еще и разнообразие жанров графики. Здесь есть быстрые наброски — такой сделал Жан-Батист Карпо на визитной карточке знаменитой парижской гостиницы «Нормандия». Есть натурные жанровые сцены и пейзажи с участием собак. Есть парадные собачьи портреты, есть психологические. А есть и остро социальные — как живописное (в виде исключения) полотно Филиппа Руссо, младшего брата барбизонца Теодора Руссо: на нем грозный пес отгоняет от миски с молоком кошку с котятами. 

Музей Орсе
«Сhiens-d’œuvre»
До 27 октября

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+