18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Собаки со всех точек зрения

Леон Бонван. «Белый пудель и кот возле печи». Середина XIX в.   Фото: Musée d'Orsay
Леон Бонван. «Белый пудель и кот возле печи». Середина XIX в.
Фото: Musée d'Orsay
№124, сентябрь 2024
№124
Материал из газеты

Новая временная экспозиция кабинета графики Музея Орсе посвящена собакам, дающим повод для самых разных размышлений: о том, как менялась роль этих животных в жизни человека, о статусе графики в художественном процессе и трансформации техник

Тема новой развески графического кабинета Музея Орсе — собаки, и это не удивительно, так как куратором временной экспозиции Сhiens-d’œuvre (игра слов, которую можно перевести как «Собачьи шедевры») стала Сурия Садекова; в музее она занимается историей подаренных коллекций. Многие помнят ее книгу «Собачка Воскресная. Записки куратора о людях, собаках и тайных страстях мира искусства», которая вышла на русском в 2020 году. И вот опять собачки дают повод для самых разных размышлений: о том, как менялась роль этих животных в жизни человека, о статусе графики в художественном процессе и трансформации техник.

В экспозиции 40 произведений из собрания Музея Орсе, ограниченных рамками 1850–1910 годов. «Многие из этих произведений происходят из частных коллекций, вошедших в состав Орсе, их никогда не показывали публике и вряд ли в ближайшее время покажут снова», — говорит Сурия Садекова. Экспозицию графического кабинета сменяют раз в три месяца, и она всегда тематическая. Любопытно, что в прошлом году временная экспозиция была посвящена кошкам. Тогдашний директор Музея Орсе Кристоф Лерибо — кошатник, при нем даже вышла книга о «кошках в Орсе».

Вторая половина XIX и начало ХХ века — время, когда менялось буквально все. Прежде собака на картине была или богатым аксессуаром, или аллегорией верности и добродетели в целом. Эта ее роль сохранилась, например, на акварельном портрете Сары Бернар кисти Жоржа Клерена (1876): борзая здесь — символ роскоши и моды. Другой пример — Гюстав Гийоме, французский художник-ориенталист. Он изображал два типа собак: чаще всего крупных охотничьих, и единственный раз Гийоме нарисовал мелкую борзую-левретку — слюги. Собак этой породы арабы допускали в дом, чтобы демонстрировать как знак богатства.

Леон Бонван. «Собака сидит спиной у ствола дерева». 1875.  Фото: Michel Urtado/RMN-Grand Palais (Musée d’Orsay)
Леон Бонван. «Собака сидит спиной у ствола дерева». 1875.
Фото: Michel Urtado/RMN-Grand Palais (Musée d’Orsay)

Буржуазные ценности, пришедшие на смену аристократическим, также подразумевали присутствие собак, они воспринимались как обязательная часть домашнего уюта. В этом качестве животные присутствуют на рисунках Джеймса Энсора. В экспозиции немало работ Пьера Боннара и Франсуа Бонвена, где собачка оказывается частью французского art de vivre, умения красиво жить.

К рубежу XIX–XX веков собака обретает новое качество самостоятельного персонажа, важного психологически («друг человека») или эстетически. Серия рисунков Эжена Грассе, одного из зачинателей модерна, показывает, как он работал над образом — от анатомической штудии до стилизованного абриса, готового украсить собой шпалеру или витраж. Жан-Луи-Эрнест Мейссонье, один из самых дорогих художников своего времени, написал сотни полотен, совершенных и академически холодных. Однако в акварельном портрете его собаки рука мастера вдруг обретает легкость и душевную точность.

Таким образом, выставка показывает еще и разнообразие жанров графики. Здесь есть быстрые наброски — такой сделал Жан-Батист Карпо на визитной карточке знаменитой парижской гостиницы «Нормандия». Есть натурные жанровые сцены и пейзажи с участием собак. Есть парадные собачьи портреты, есть психологические. А есть и остро социальные — как живописное (в виде исключения) полотно Филиппа Руссо, младшего брата барбизонца Теодора Руссо: на нем грозный пес отгоняет от миски с молоком кошку с котятами. 

Музей Орсе
«Сhiens-d’œuvre»
До 27 октября

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+