18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Мультимедиа Арт Музей открыл портал в Зазеркалье

Выставка «Алиса в Зазеркалье» в Мультимедиа Арт Музее. Фрагмент.  Фото: Мария Бакаева
Выставка «Алиса в Зазеркалье» в Мультимедиа Арт Музее. Фрагмент.
Фото: Мария Бакаева

Осенний сезон Ольга Свиблова начинает двумя сказочно-сюрреалистическими проектами — выставками Павла Пепперштейна и Евгения Музалевского. Вскоре МАММ закроется на монтаж, чтобы к октябрю превратить все семь этажей в концептуальное Зазеркалье

Выставку-лабораторию живого классика Эрика Булатова на седьмом этаже Мультимедиа Арт Музея сменил проект «Монохром, с мамой за спиной» молодого художника Евгения Музалевского, который своими большими монохромными работами, написанными тряпкой вместо кисти, погружает в личное измерение. Вселенная уроженца поселка Алексеевка, что в Самарской области, напоминает таинственную пещеру с наскальными фресками и вызывает ассоциации с необузданной манерой Жан-Мишеля Баскиа и американскими неоэкспрессионистами. Сюжеты — по Фрейду, палитра — 50 оттенков серого (никак не меньше), настроение — импульсивная психоделия. Из бездны глубокого серого на зрителя смотрят причудливые фигуры, рожи, искаженные элементы обычного интерьера, а может, это все чистая абстракция, где каждый видит собственные «пятна Роршаха». Окружающая действительность преломляется в призме авторского восприятия в эмоциональный дневник, где события прочитать нельзя, а вот эмоции — легко. Рисунки Евгений Музалевский отправлял маме, которая отбывала срок в колонии общего режима, и она вышила крестиком четыре панно. Их включили в экспозицию, и как раз к открытию совместного проекта Ирина вышла на свободу. Дневник помогал им оставаться рядом на расстоянии.

Проект «Монохром, с мамой за спиной» Евгения Музалевского. Фото: Анна Екомасова и Антон Галецкий/МАММ
Проект «Монохром, с мамой за спиной» Евгения Музалевского.
Фото: Анна Екомасова и Антон Галецкий/МАММ

Опыт саморефлексии, которая так помогала в сложный момент, Евгений Музалевский получил еще в Школе Родченко, где учился фотографии у Игоря Мухина. Мастер традиционно открывает свой курс «Непосредственной фотографии» с задания первокурсникам создать автопортрет и дневник, то есть предлагает перевернуть камеру, превратившись из наблюдателя в наблюдаемого. Наблюдения за собой Музалевский показывал на групповой выставке Школы Родченко в МАММ в 2017 году. Потом увлекся графикой и живописью, поступил в Школу искусств и дизайна в Оффенбахе. Первая персональная выставка Евгения Музалевского состоялась в 2021 году в галерее Алины Пинской, которая сейчас выступила сокуратором выставки в МАММ наряду с Ольгой Свибловой. Кстати, автор вступительной статьи в каталоге дебютного проекта Музалевского Ирина Горлова озаглавила ее «Тысяча нервных окончаний», тонко уловив нестабильный баланс творческого метода автора, чьи работы на грани абстрактного и конкретного, граффити и наскальных рисунков и, как он говорит, могут с одинаковым успехом оказаться портретом фантома или дна пепельницы.

Евгений Музалевский.  «Торт бизешка». 2022, «Отражение. 2022, «Олгá». 2023, «Настя в окне». 2023, «Тридешка». 2023. Вышивка по мотивам работы художника выполнена и названа его мамой. Фото: Alina Pinsky Gallery
Евгений Музалевский. «Торт бизешка». 2022, «Отражение. 2022, «Олгá». 2023, «Настя в окне». 2023, «Тридешка». 2023. Вышивка по мотивам работы художника выполнена и названа его мамой.
Фото: Alina Pinsky Gallery

Поворотным для художника стало путешествие в Италию, где он восхитился не муранским стеклом и роскошными палаццо, а кладбищами. Его магнетизировали мох, растущий на стенах, и лампадки на склепах. Тогда, в 2022 году, из его палитры почти пропал цвет. Если в серии, которую Евгений Музалевский предложил повторить в вышивке маме, еще есть болотно-зеленые пятна или подтеки цвета бледно-синей воды, то в больших «пещерных» работах всякий цвет исчез, словно вовсе никогда не существовал. Открытием здесь становится разнообразие серого. Музалевский распахивает портал в пограничное измерение — зазеркалье серых тонов, не лишенное парадоксального юмора, который подчеркивают названия некоторых работ. Чем дольше всматриваешься в эту хтоническую тьму, тем больше оттенков различаешь в «кроличьей норе».

Евгений Музалевский. «Дураки». 2022.  Фото: Alina Pinsky Gallery
Евгений Музалевский. «Дураки». 2022.
Фото: Alina Pinsky Gallery

Вторая история — уже настоящая «Алиса в Зазеркалье», удивительно педантично и фантастически многослойно нарисованная Павлом Пепперштейном. Чувствуется родительская школа — Виктора и Ирины Пивоваровых, стоявших у истоков московского концептуализма. Оба родителя — прекрасные графики — передали сыну свои таланты. Но здесь, пожалуй, больше чувствуется влияние мамы, которая и иллюстрировала, и сама писала детские книги. Ее добрые и яркие, пронизанные волшебством произведения воспитали несколько поколений юных читателей. Недостатка в детских книгах у Паши в детстве не было, ведь под рукой всегда были издания, которые иллюстрировали родители и их друзья: Эрик Булатов, Олег Васильев, Илья Кабаков. Но любимой стала «Алиса» Льюиса Кэрролла. Мальчиком будущий художник перечитывал ее сотни раз и не оставил этой привычки взрослым. За последние несколько лет вышло две книги с иллюстрациями Павла Пепперштейна к кэрролловской сказке-головоломке: в 2020 году в рамках детской издательской программы V–A–C Press «Приключения Алисы в Стране чудес» и в 2024-м «Алиса в Зазеркалье». В экспозицию «Алиса в Стране чудес и в Зазеркалье» вошли графика и живопись к обоим изданиям.

Выставка «Алиса в Зазеркалье» в Мультимедиа Арт Музее.  Фото: Анна Екомасова и Антон Галецкий/МАММ
Выставка «Алиса в Зазеркалье» в Мультимедиа Арт Музее.
Фото: Анна Екомасова и Антон Галецкий/МАММ

Мир снов и иллюзий с его абстрактными математическими и философскими парадоксами (а Кэрролл не только написал сказку для своей ученицы, дочери декана Крайст-Черч-колледжа в Оксфорде, но и был математиком и создателем игр) в призме Павла Пепперштейна обрастает игровой спецификой. Художник играет с масштабами предметов и интерпретирует парадоксы знакомых сюжетов — с шахматной доской, Шляпником, Белым Кроликом, Шалтаем-Болтаем, безумным чаепитием и Чеширским Котом. Сама Алиса предстает чуть ли не космонавтом, за спиной у девочки раздуваются белые крылья из простыни. Иллюстрации превращаются в сон о русском авангарде и его второй волне, к которой можно отнести и родителей Пепперштейна. Вот Алиса с закрытыми глазами будто внутренним зрением изучает «Черный квадрат» Малевича, внутри которого вдруг вырастает червовое сердце. Стену с картиной бесконечного ничто рассматривают и остальные герои сказки, а в воздухе, будто в комическом вакууме, парят очки. Вот Алиса вылетает в супрематическое зеркало над камином, по бокам от него витают композиции Кандинского. Вот устрицы в туфельках уходят в круглую желтую Луну и пропадают в ней. Луну пронзает остроугольный треугольник, а из облака под ней вырастает супрематическая геометрия линий и кругов. По словам Пепперштейна, в начале XX века супрематизм задавал вектор движения в будущее, но сегодня, когда искусство находится в поиске новых утопических концепций, наследие супрематизма воспринимается как «космический мусор, вращающийся на околоземной орбите». И все же супремы нетленны: они до сих пор являются питательной средой, из которой, возможно, вырастут новые утопии, считает художник.

Павел Пепперштейн. Из серии «Алиса в Зазеркалье». 2023. Фото: Павел Пепперштейн
Павел Пепперштейн. Из серии «Алиса в Зазеркалье». 2023.
Фото: Павел Пепперштейн

Во втором зале, дочитывая визуальную сюрреалистическую пьесу Пепперштейна, зрителя встречает большая картина маслом с изображением чайника, из которого выглядывают напряженные игрушечные глаза. За плечом персонажа парит серое усталое солнце, запутавшееся в четких авангардных линиях. Несмотря на то что в кэрролловских сериях Пепперштейна много ярких цветов на чистом белом фоне, он тоже время от времени вставляет в эту парадоксальную сказку монохромные элементы, написанные всеми оттенками серого.

Павел Пепперштейн. Из серии «Алиса в Зазеркалье». 2023. Фото: Павел Пепперштейн
Павел Пепперштейн. Из серии «Алиса в Зазеркалье». 2023.
Фото: Павел Пепперштейн

Каждый из художников рисует свое зазеркалье, где его внутренний ребенок встречается с действительностью и убегает от нее. У каждого свой визуальный язык. При этом и Музалевский, и Пепперштейн попадают в нерв времени. В середине октября к их вселенным добавятся персональные проекты таких мэтров, как Николай Полисский и Игорь Шелковский, а также архивная выставка, которая расскажет о тонкостях работы отдела хранения музея, специализирующего на медиаискусстве и фотографии.

Мультимедиа Арт Музей, Москва
«Монохром, с мамой за спиной»
«Алиса в Стране чудес и в Зазеркалье»
До 16 декабря

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
5
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
6
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
7
Сергей Коненков: место на пьедестале
150-летие скульптора Сергея Коненкова заставляет пристальнее всмотреться в его богатую крутыми поворотами и тайнами биографию и по-новому оценить работы
26.09.2024
Сергей Коненков: место на пьедестале
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+