18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Художники осваивают города

Проект для ГК «Самолет», автор Иван Калиничев, Partimonium. Фото: «Арт-фабрика»
Проект для ГК «Самолет», автор Иван Калиничев, Partimonium.
Фото: «Арт-фабрика»

Проект «Арт-фабрика», запущенный Агентством креативных индустрий (АКИ) при Департаменте культуры Москвы, успешно соединяет, казалось бы, несовместимое: бизнес и искусство, художников и девелоперов, полет фантазии и трезвый расчет

В креативном пространстве «АКИ.лаб» подвели итоги второго конкурса «Арт-фабрика». Заявленной целью его проведения стали поддержка и продвижение представителей московской арт-индустрии: художников, архитекторов, дизайнеров, а также создание и укрепление имиджа Москвы как всероссийского и международного культурного центра. Для этого улицы города, строящиеся жилые комплексы и микрорайоны предполагается украсить произведениями современного искусства в жанре «паблик-арт».

Проект для МГТУ им. Н.Э.Баумана, автор Manipulazione Internazionale. «Зеленый горизонт». Фото: «Арт-фабрика»
Проект для МГТУ им. Н.Э.Баумана, автор Manipulazione Internazionale. «Зеленый горизонт».
Фото: «Арт-фабрика»

Идея назрела давно, и уже есть отдельные примеры успешного взаимодействия города, застройщиков, девелоперов, отельеров, парков и культурных пространств с российским и международным художественным сообществом. Можно вспомнить фасад нового корпуса Морозовской детской больницы, где в 2015 году появилась внушительная цветная кардиограмма из прозрачных труб, наполненных игрушками, работы Марины Звягинцевой, или вызвавшую огромный интерес у москвичей скульптуру швейцарского художника Урса Фишера «Большая глина № 4», объективирующую порыв созидания, установленную в августе 2021 года на набережной перед входом в Дом культуры «ГЭС-2» после экспонирования в Нью-Йорке и Флоренции. Огромное панно художника Дмитрия Аске уже пять лет находится на Ленинградском вокзале как некий символический портал в современную урбанистическую культуру. Кстати, в июле нынешнего года этот же автор открыл гигантский 240-метровый мурал на жестяной стене сталелитейного цеха завода ОМК в рамках «Выкса-фестиваля».

Объект для коллекции MR Group, автор Кирилл Александров. Фото: «Арт-фабрика»
Объект для коллекции MR Group, автор Кирилл Александров.
Фото: «Арт-фабрика»

В Москве, в Центре дизайна Artplay, работает «Открытый музей» с коллекцией стрит- и паблик-арта, в Петербурге, в «Севкабель порте» — пространство «Стрит-арт хранение», где коллекционируют «искусство уличной волны» и выставляют его в формате открытого хранилища, а в Красноярске, на выставке «Стрит-арт столицы», показывают главные центры российского стрит-арта. И вообще, сейчас трудно найти областной или районный центр, где бы не попалась на глаза хрущевская пятиэтажка или промзона, преображенные с помощью красок и видения художников. Как яркий пример можно привести работы, которые остаются во Владимире после окончания фестиваля уличного искусства «Загфест».

Несмотря на то что современное искусство в общественных пространствах больше не воспринимается как нечто инородное или случайное, механизм коммуникации арт-сообщества с бизнесом, частными и муниципальными культурными институциями до последнего времени не был отлажен, многие проекты создавались на местах в «ручном режиме». Отрегулировать коммуникацию и исправить досадное упущение призван инициированный в 2023 году Агентством креативных индустрий (АКИ) проект «Арт-фабрика», инструментом которого является конкурс арт-решений.

Год назад в пилотном проекте «Арт-фабрики» приняли участие 10 партнеров, предложивших 22 креативные задачи для художников и дизайнеров. Отклик превзошел ожидания: участники сформировали более 200 решений для жилых комплексов ГК «Самолет» и «Кортрос», СК «Лужники», канатной дороги на Воробьевых горах. Общий объем реализации арт-объектов партнерами составил более 35 млн руб., и часть решений уже проходит согласование для воплощения в материале. Есть о чем задуматься будущим участникам!

Арт-объект для ГК «Самолет», автор Иван Калиничев, «Лиственница». Фото: «Арт-фабрика»
Арт-объект для ГК «Самолет», автор Иван Калиничев, «Лиственница».
Фото: «Арт-фабрика»

Работает эта машина креативной коммуникации так. Партнеры конкурса размещают в установленном порядке «задачи» — творческие задания. Участники — отдельные художники, креативные агентства или дизайн-бюро — разрабатывают решения, предлагают арт-объекты и лично представляют свои идеи экспертному жюри. Оно выбирает проект, который будет воплощен на средства партнера.

Весной 2024 года конкурсные запросы на создание арт-объектов разместили 9 заказчиков с общим бюджетом на реализацию более 75 млн руб. в 27 локациях в Москве, Подмосковье и Новосибирске. Почти двукратное увеличение бюджетов на втором конкурсе подтверждает большой общественный интерес к теме современного искусства и рост культурных запросов девелоперов и предпринимателей. Любопытно, что из 250 поданных на конкурс проектов самым популярным медиумом стала современная скульптура.

Уличная скульптура для MR Group, автор Андрей Люблинский. Фото: «Арт-фабрика»
Уличная скульптура для MR Group, автор Андрей Люблинский.
Фото: «Арт-фабрика»

Это неудивительно, если вспомнить, как обстояло дело с оформлением общественных пространств и строений в советские времена. Строительный бюджет каждого Дома культуры или вводимой в строй библиотеки обязательно включал в себя расходы на оформление территории, мозаичные панно, скульптуру, монументальную пропаганду, фонтаны и скверы — нечто технологичное и долговечное. Обращение современных застройщиков к лучшему из опыта прежних лет (например, к фундаментальной и прочной городской скульптуре) — свидетельство продуманного, серьезного подхода к обустройству среды обитания, глубокого понимания принципов взаимодействия визуальных искусств, новой архитектуры и традиционной городской застройки.

Экспертный совет конкурса состоит из признанных специалистов в области культуры. Судите сами: Юлия Василенко, руководитель отдела ММОМА; Анна Трапкова, генеральный директор Музейного объединения «Музей Москвы»; Юлия Бычкова, управляющий партнер парка «Никола-Ленивец» и продюсер фестиваля «Архстояние»; Александр Астахов, куратор, продюсер и арт-менеджер. Но даже таким профессионалам высшей пробы оказалось непросто определиться с выбором победителей, настолько высок уровень поданных на конкурс проектов. Тем более что среди его участников были не только молодые художники, но и — без преувеличения — звезды современного российского искусства.

«Никогда не участвовал раньше ни в каких конкурсах, а тут пригласили, и я согласился. Интересно увидеть, как моя скульптура будет взаимодействовать с многоэтажным окружением. Я не делаю какое-то нарочито современное искусство, скорее, переосмысливаю соцреализм и поп-арт, пластически переосмысливаю человека в новой жизненной ситуации, в большом городе. У меня была готовая серия работ „Парфенон“, которые уже экспонировались в разных местах. Работу из этой серии приняли для одного из жилых комплексов MR Group. Интересно, что свой проект я показывал экспертному совету удаленно, когда ехал по трассе в Ростов-на-Дону. Пришлось буквально останавливаться на обочине для связи», — рассказывает один из победителей конкурса, скульптор Сергей Шеховцов.

Проект для MR Group, ЖК CITIZEN, кинетическая скульптура Виктора Полякова. Фото: «Арт-фабрика»
Проект для MR Group, ЖК CITIZEN, кинетическая скульптура Виктора Полякова.
Фото: «Арт-фабрика»

На территории восьми новых жилых комплексов MR Group будут установлены работы победителей конкурса «Арт-фабрика». Скульптуру Сергея Шеховцова, кажущийся кинетическим за счет уменьшающихся объемов и зеркальности форм объект знаменитого российского скульптора и графика Кирилла Александрова, кинетическую скульптуру Vertigo молодого художника Виктора Полякова можно будет предварительно увидеть зимой на Красной площади. Галерея ГУМ-Red-Line и Торговый дом «ГУМ» организуют для победителей трека девелопера премиальной недвижимости выставку работ под открытым небом. После нее изготовленные по современной антивандальной технологии полноразмерные многометровые арт-объекты отправятся в жилые комплексы, для которых и создавались.

Еще один из партнеров «Арт-фабрики», ГК «Самолет», предоставил для реализации проектов победителей конкурса пять локаций. Скоро там появятся скульптура весьма технологически одаренного молодого художника Ивана Калиничева «Лиственница» и экспериментальная open-air-версия современного искусства команды DESARTE365 (Андрей Кожуро и Армен Оганесян). «Паблик- арт — сфера для смелых», — считает Иван Калиничев. Он успел дважды поучаствовать в конкурсах «Арт-фабрики» и явно не остановится на достигнутом.

Цифровая коллекция орнаментов, отсылающая к паттернам конструктивизма, предложенная членом Творческого союза художников России, художницей-абстракционисткой Юлией Латышевой, понравилась и будет украшать одно из общественных пространств AZIMUT Hotels. В другом разместят листы оцинкованного металла с паттернами тканей прошлого века, созданные художницей Аленой Колман. Но не только орнаменты привлекают отельеров — в третьем месте по задумке творческого союза Dmitriev & Yanak забьет вечный, текущий, вопреки законам физики, вверх стальной фонтан.

Проект для VOS'HOD, МФК «AHEAD», автор Manipulazione Internazionale, «Цепная акула». Фото: «Арт-фабрика»
Проект для VOS'HOD, МФК «AHEAD», автор Manipulazione Internazionale, «Цепная акула».
Фото: «Арт-фабрика»

Стоить упомянуть отдельно большой проект архитектурного бюро Manipulazione Internazionale «Цепная акула» для клубного дома AHEAD. Другой проект этого же бюро — «Зеленый горизонт» — будет смонтирован в кампусе МГТУ им. Н.Э.Баумана, в пространстве входной группы кластера «Технологии защиты природы». Победитель конкурса на треке ГК «Кортрос» — арт-группа ZUKCLUB (Никита Ходак и Сергей Овсейкин) — украсит территорию нового жилого комплекса «Южный порт».

Возможно, уже скоро наш город усилиями Агентства креативных индустрий (АКИ) и проекта «Арт-фабрика» станет настоящим мировым центром современного уличного искусства.

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
6
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
7
Сергей Коненков: место на пьедестале
150-летие скульптора Сергея Коненкова заставляет пристальнее всмотреться в его богатую крутыми поворотами и тайнами биографию и по-новому оценить работы
26.09.2024
Сергей Коненков: место на пьедестале
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+