18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дрейссена бугская, тихий ужас подводного мира

Останки судна «Милуоки» сегодня основательно обжиты дрейссеной бугской.  Фото: Wisconsin Historical Society
Останки судна «Милуоки» сегодня основательно обжиты дрейссеной бугской.
Фото: Wisconsin Historical Society
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Инвазивный вид моллюсков разрушает археологические объекты, веками сохранявшие первозданный облик в водах Великих озер. Бороться с дрейссеной пока не получается, но можно спасти хотя бы отдельные затонувшие суда

Уникальные климатические условия Великих озер в Северной Америке прежде служили для подводных архео­логических объектов идеальной капсулой времени. Но в последнее время они страдают от нашествия инвазивного вида моллюсков под названием «дрейссена бугская». Сложилась комбинация факторов, способствующих разрушению подводных объектов культурного наследия.

Тамара Томсен, водный археолог из Исторического общества Висконсина в Мэдисоне, рассказывает, что еще не так давно при погружении к месту крушения судна «Рауз Симмонс» зрелище, открывавшееся взору, было достойно фильма компании Disney. Эта 205-тонная трехмачтовая шхуна, получившая прозвище «Корабль рождественских елок», затонула во время шторма на озере Мичиган в 1912 году, под завязку загруженная праздничными елями. Благодаря холодным водам на глубине около 50 м время для корабля остановилось. Но теперь шхуна находится под угрозой из-за инвазивной дрейссены бугской, которая обосновалась на ее поверхности.

Великие озера, протянувшиеся вдоль границы США и Канады, содержат 21% поверхностной пресной воды всей планеты и соединяются с Атлантическим океаном. В их глубинах находится ряд важнейших в мире и лучше всего сохранившихся подводных археологических объектов. Здешние находки принадлежат к самым разным эпохам; диапазон — от сооружения для охоты на карибу, возраст которого составляет около 9 тыс. лет, в озере Гурон до современного самолета. В том числе это множество затонувших кораблей, рассказывающих историю кораблестроения и торговли.

Судно «Милуоки», перевозившее автомобили и затонувшее в 1929 году.  Фото: Wisconsin Historical Society
Судно «Милуоки», перевозившее автомобили и затонувшее в 1929 году.
Фото: Wisconsin Historical Society

Дарья Э.Мервин, руководитель программы по изучению культурных ресурсов в Музее штата Нью-Йорк в Олбани, объясняет, что эти артефакты замечательно сохранялись благодаря уникальным характеристикам воды, препятствующим разрушению рукотворных объектов. Многие из них находятся на такой глубине, где, по ее словам, «микробная активность достаточно низкая, где мало кислорода и света, вода холодная, и ее температура почти не колеблется».

Однако строительство морского пути святого Лаврентия в 1950-е годы, открывшего доступ в озера океанским грузовым суднам, привело к появлению новой переменной — инвазивных видов моллюсков, обитателей балластных вод, хранящихся в цистернах и трюмах кораблей для обеспечения устойчивости. Дрейссена речная и дрейссена бугская, родственные виды моллюсков родом из Каспийского и Черного морей, были впервые обнаружены в Великих озерах в 1980-е годы. Дрейссена речная к тому времени была хорошо изучена и легко узнаваема. Она заселила береговую линию и знаменита тем, что изувечила нетронутые до того шхуны «Гамильтон» и «Скрудж», затонувшие в 1812 году в озере Онтарио. Но уникальные адаптационные способности дрейссены бугской позволили ей незаметно вытеснить из региона дрейссену речную, что привело к катастрофическим последствиям уже для глубоководных объектов исторического наследия.

Что творится на глубине

Прожорливый, но очень терпеливый организм-фильтратор, дрейссена бугская умело адаптировалась к холодным и скудным условиям всех Великих озер, кроме самого северного — Верхнего. Эти моллюски выстилают дно озер и селятся слоями на любых выступающих объектах, чтобы получать доступ к небольшим питательным течениям. Их биссальные нити, в просторечии именуемые «бородой», прикрепляются к чему угодно так плотно, что их невозможно удалить, не повредив поверхность предмета. Вдобавок они выделяют углекислый газ, создавая коррозийную кислотную микросреду.

Старший научный сотрудник Центра Великих озер при Университете Буффало Любовь Бурлакова рассказывает, что отдельная особь дрейссены бугской сопоставима по размеру с ногтем пальца на руке, но при этом их скопления могут быть очень тяжелыми. По ее оценкам, риф дрейссены бугской весит несколько килограммов на квадратный метр, что создает дополнительную нагрузку на уже ослабленные конструкции.

Примером ущерба, который наносят моллюски, служит судно «Висконсин». В составе экипажа этого передового корабля с металлическим корпусом, построенного в 1881 году, числился когда-то ученик машиниста Генри Форд. Корабль затонул в озере Мичиган в 1929 году и на протяжении десятилетий служил предметом изучения исследователей и дайверов-любителей. Но теперь колонии дрейссены бугской разъели корпус, в результате чего борта отвалились от каркаса.

Останки судна «Милуоки» сегодня основательно обжиты дрейссеной бугской.  Фото: Wisconsin Historical Society
Останки судна «Милуоки» сегодня основательно обжиты дрейссеной бугской.
Фото: Wisconsin Historical Society

«Эти ранние металлические суда крайне уязвимы для моллюсков, — говорит Тамара Томсен. — Теперь при обнаружении металлического или стального корабля мы реагируем незамедлительно, потому что знаем: его состояние будет меняться, оно уже стремительно меняется».

Двигатели прогресса

Документирование известных объектов и обнаружение новых всегда обходилось дорого и требовало больших временных затрат, в особенности на Среднем Западе США, широко известном суровыми зимами. Но благодаря новым технологиям вероятность найти ценные артефакты стала гораздо выше. В числе современных инструментов — транспортировочная техника, которой можно управлять дистанционно, технологии эхолокационного картографирования и магнитометры, способные обнаруживать металлические объекты на дне озера. Керри Соуден, директор по археологии и исследовательской работе Национального музея Великих озер в Кливленде, объясняет, что для обнаружения новых объектов сначала необходимо провести исторические изыскания, после чего начинается полевая работа, известная как «стрижка газона». Она заключается в прочесывании воды при помощи сенсорных приборов.

Но даже эти продвинутые технологии не всесильны. Мервин, исследующая реку Гудзон в поисках подводных археологических объектов, уточняет, что под водой могут находиться целые категории объектов, например рыболовные котцы (подводные загоны-ловушки), которые до сих пор даже не пытались искать. «Поскольку они нам пока ни разу не попадались, мы не ведем их целенаправленных поисков, — говорит она. — Если дрейссена бугская обгонит нас, это существенно усложнит задачу». Между тем шансы обогнать людей у моллюсков высоки: надежных методов регулирования их популяции пока не существует. 

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+