18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Наскальные рисунки изменили представления об истории Пуэрто-Рико

Изображение, напоминающее льва, породило гипотезу о том, что в создании наскальных рисунков в Пуэрто-Рико участвовали порабощенные африканцы.  Фото: Angel Acosta-Colon
Изображение, напоминающее льва, породило гипотезу о том, что в создании наскальных рисунков в Пуэрто-Рико участвовали порабощенные африканцы.
Фото: Angel Acosta-Colon
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Новое исследование показало, что люди жили и создавали здесь искусство намного раньше, чем считалось. Вместе с тем появилась и гипотеза о том, что отдельные наскальные изображения могли сделать выходцы из Африки, доставленные сюда в качестве рабов

Революционное исследование древней наскальной живописи в Пуэрто-Рико сдвинуло датировку доколониальных культур архипелага. Анализ пиктограмм показал, что древнейшие из них были созданы между 740 и 400 годами до н.э. Это на много столетий раньше, чем предполагаемое время заселения региона коренными народами по версии испанских колонизаторов.

Археолог Рениэль Родригес Рамос и геофизик Анхель А.Акоста-Колон обследовали карстовые пещеры на Ла-Исла-Гранде, главном острове Пуэрто-Рико. Они собрали образцы пигментов с 61 пиктограммы, стремясь уточнить хронологию заселения этого региона человеком. «Хотя наскальное искусство Пуэрто-Рико и Карибского бассейна в целом задокументировано довольно хорошо, сколько-нибудь надежной информации о его хронологии до сих пор не было, — рассказывает Родригес Рамос. — Хронология основывалась на формальной типологии, то есть на том, как со временем менялся визуальный характер этих изображений. Но у нас было недостаточно информации, чтобы определить, к какому времени восходит та или иная традиция».

Прежде считалось, что самое раннее наскальное искусство в Пуэрто-Рико, включающее пиктограммы и петроглифы, относится к периоду после 600 года н.э. По словам Родригеса Рамоса, испанцы полагали, что народы группы таино — почти исчезнувшие после завоевания в 1493 году — прибыли на остров всего за 500–1000 лет до них.

Археолог Рениэль Родригес Рамос и геофизик Анхель А.Акоста-Колон обследовали карстовые пещеры на Ла-Исла-Гранде, главном острове Пуэрто-Рико.  Фото: Reniel Rodríguez Ramos/University of Puerto Rico at Utuado
Археолог Рениэль Родригес Рамос и геофизик Анхель А.Акоста-Колон обследовали карстовые пещеры на Ла-Исла-Гранде, главном острове Пуэрто-Рико.
Фото: Reniel Rodríguez Ramos/University of Puerto Rico at Utuado

«Долгое время исследователи исходили из того, что таино были единственной культурой, жившей здесь до вторжения испанцев, — объясняет Родригес Рамос. — Благодаря археологическим исследованиям мы смогли установить, что люди жили на острове за тысячи лет до их прибытия». Он добавляет, что новые данные «опровергают представление о том, что испанцы полностью уничтожили все аборигенное население острова», подтверждая другую антропологическую теорию: таино не вымерли, а смешались с представителями африканской и испаноязычной культур.

Исследователи установили, что традиция наскального искусства не прервалась с колонизацией Пуэрто-Рико. Самые поздние из проанализированных пиктограмм относятся к XVIII столетию. В числе наиболее выдающихся образцов — изображение XVI века, напоминающее льва. Согласно гипотезе рисунок мог создать человек, угнанный в рабство из Африки, где он видел льва собственными глазами. Однако Родригес Рамос объясняет, что это может быть не лев, а солярный символ, поскольку похожие изображения встречаются и в других частях Карибского бассейна. «Идея о том, что выходцы из Африки создавали здесь собственное наскальное искусство, заслуживает внимания, потому что нам известны подобные примеры на Виргинских островах, Кубе и Гаити», — добавляет он.

Другие рисунки изображают более характерную для Пуэрто-Рико фауну — электрических скатов, черепах и ящериц, а кроме того, встречаются антропоморфные элементы и изображения сверхъестественных сил. Археолог объясняет, что люди могли просто рисовать животных, которых видели вокруг, а могли использовать их как тотемные элементы, в которых изображали самих себя.

Пиктограммы создавались с использованием органических пигментов, и поэтому их проще датировать, чем другие виды наскального искусства.  Фото: Angel Acosta-Colon
Пиктограммы создавались с использованием органических пигментов, и поэтому их проще датировать, чем другие виды наскального искусства.
Фото: Angel Acosta-Colon

Пиктограммы создавались с использованием органических пигментов, и поэтому их проще датировать, чем другие виды наскального искусства. Кроме того, для их изучения достаточно небольших образцов краски, что позволяет сохранить сами рисунки. Радиоуглеродную датировку пиктограмм с Ла-Исла-Гранде провели при помощи технологии ускорительной масс-спектрометрии (УМС). УМС еще с 1980-х годов используется для датировки пиктограмм по всему миру, но в Пуэрто-Рико ее впервые использовали лишь в 2016 году для определения возраста пиктограмм с острова Исла-де-Мона. Оказалось, что эти рисунки были созданы в XIII веке, что породило волну интереса к установлению возраста других наскальных рисунков в регионе.

Родригес Рамос и его коллеги изучили типологию наскального искусства на Ла-Исла-Гранде и отобрали для анализа ряд образцов пиктограмм, от более простых до более сложных изображений. В некоторых случаях похожие и расположенные неподалеку рисунки изучали, чтобы понять, были ли они созданы в одно время или же разными группами, приходившими в эти пещеры в разные века. «Мы обнаружили оба варианта, — рассказывает Рениэль Родригес Рамос. — В ряде случаев наблюдалось соответствие, в некоторых — рисунки складывались в своего рода палимпсест, когда одни изображения наносились поверх других. Например, у нас была одна группа, в которой самые ранние изображения датировались 500 годом до н.э., и на той же стене была фигура XVI века н.э. Люди приходили в эти места снова и снова». 

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
3
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» посвящена «России, которую мы потеряли», только вместо хруста французской булки — Бакст, Коровин и Фешин
20.06.2024
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
4
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
5
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
В Музее Москвы идет выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х». Мы поговорили с ее сокуратором Надеждой Плунгян о создании этого и других проектов, написании книг, а также об особенностях восприятия гендера в России сегодня
17.06.2024
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Количество участников, широкая география проекта, насыщенная образовательная программа и новый подход к организации выставочного пространства — все это отличает ярмарку искусства 1703 в этом году
27.05.2024
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+