18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

«Роскошный натюрморт» появился в экспозиции Эрмитажа

Картина фламандского художника Яна ван ден Хекке «Роскошный натюрморт» заняла свое место в постоянной экспозиции Государственного Эрмитажа. Фото: Алексей Бронников
Картина фламандского художника Яна ван ден Хекке «Роскошный натюрморт» заняла свое место в постоянной экспозиции Государственного Эрмитажа.
Фото: Алексей Бронников

В музее впервые за последние 100 лет состоялось заметное обновление экспозиции в зале Франса Снейдерса, сформированной еще Александром Бенуа. В зале появилось большое полотно фламандского художника Яна ван ден Хекке

Картина фламандского художника Яна ван ден Хекке (1620–1684) «Роскошный натюрморт» заняла свое место в постоянной экспозиции Государственного Эрмитажа. До недавнего времени работа, которую специалисты считают одной из самых значительных в творчестве мастера, никогда не выставлялась и была известна лишь нескольким искусствоведам.

Ян ван ден Хекке. «Роскошный натюрморт». 1659–1675. Фото: Государственный Эрмитаж
Ян ван ден Хекке. «Роскошный натюрморт». 1659–1675.
Фото: Государственный Эрмитаж

«Работа ван ден Хекке — то недостающее звено, которого нам не хватало, чтобы в полной мере оценить эволюцию и тенденции развития фламандского искусства периода золотого века Фландрии, где в то время творили Рубенс и целая плеяда крупных мастеров, — сказал, открывая церемонию обновления экспозиции, Михаил Дединкин, заведующий отделом западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа. — Мы приняли решение внести столь заметное изменение в постоянную экспозицию потому, что это лучшая картина ван ден Хекке. И потому, что такой тип натюрморта хорошо представлен у нас в голландской коллекции, а во фламандской показан впервые».

«Роскошный натюрморт» поступил в коллекцию Эрмитажа в 1935 году из частного собрания Марка Дмитриевича Философова, крупного искусствоведа, занимавшего в музее в 1925–1935 годах должность ученого секретаря. В середине марта 1935 года он был уволен и вскоре отправлен в ссылку в Куйбышев. Там его через два года арестовали, а в феврале 1938-го расстреляли. Накануне отъезда из Ленинграда он передал картину в Эрмитаж.

Церемония открытия обновленной экспозиции в зале Франса Снейдерса.  Фото: Алексей Бронников
Церемония открытия обновленной экспозиции в зале Франса Снейдерса.
Фото: Алексей Бронников

Большое полотно (192,5 на 234 см) было намотано на вал, широкие кромки подогнуты — в таком виде работа поступила в музей, хранилась там до начала Великой Отечественной войны и была отправлена в эвакуацию на Урал вместе с остальными экспонатами. И только спустя многие годы после окончания войны и возвращения шедевров в родные стены специалисты размотали холст, восстановили поломанные кромки и натянули полотно на новый подрамник. С тех пор картина находилась в фондах Эрмитажа. Ее никогда не выставляли, не реставрировали, она не фигурировала в публикациях.

В конце 2023 года в Главном штабе Эрмитажа открылась выставка-инсталляция «„Думай о времени!“ Ян ван ден Хекке. „Роскошный натюрморт“» (художники-дизайнеры Юрий Сучков и Эмиль Капелюш). К выставке картину знаменитого фламандца отреставрировали. «Нам пришлось сделать укрепление всего красочного слоя, особенно много расслоений было по краям, — рассказал Максим Лапшин, реставратор высшей категории Эрмитажа. — Картину когда-то давно дублировали, видны были старые прорывы, потом эту дублировку чинили, ставили заплаты, и мы их сохранили. Когда мы все укрепили, занялись раскрытием живописного слоя и сделали несколько интересных открытий».

К выставке «„Думай о времени!“ Ян ван ден Хекке. „Роскошный натюрморт“», которая проходила в Главном штабе Эрмитажа в конце 2023 года, картину отреставрировали. Фото: Алексей Бронников
К выставке «„Думай о времени!“ Ян ван ден Хекке. „Роскошный натюрморт“», которая проходила в Главном штабе Эрмитажа в конце 2023 года, картину отреставрировали.
Фото: Алексей Бронников

Реставраторам удалось раскрыть монограмму, выполненную, вероятнее всего, самим автором. После снятия темных слоев старого лака на полотне проявились фактура и узор роскошной ткани на столе, стала заметной стеклянная посуда. Самая красивая открывшаяся деталь — отражение натюрморта в висящем на стене зеркале, которое до расчистки читалось с трудом.

За время экспонирования выставки-инсталляции в Главном штабе (закрылась 31 марта 2024 года) научные сотрудники Эрмитажа приняли решение оставить картину в постоянной экспозиции музея. Специально для этого была заказана рама, выполненная дизайнером Алексеем Гладышевым при участии Андрея Мардеева, хранителя рам отдела западноевропейского изобразительного искусства. «Мы делали раму по эрмитажному образцу, аналогично рамам картин фламандских мастеров, — рассказал Андрей Мардеев. — Для этого использовали массив дерева абаш, обладающего природными антисептическими свойствами».

Теперь «Роскошный натюрморт» занял достойное место в постоянной экспозиции, и именно в зале Франса Снейдерса, дизайном которого почти 100 лет назад занимался Александр Бенуа.

Теперь «Роскошный натюрморт» занял достойное место в постоянной экспозиции, и именно в зале Франса Снейдерса.  Фото: Алексей Бронников
Теперь «Роскошный натюрморт» занял достойное место в постоянной экспозиции, и именно в зале Франса Снейдерса.
Фото: Алексей Бронников

«Из того, что было создано в Эрмитаже в 20-е годы прошлого века, до нас дошли большие просветы (три зала с верхним освещением для большеформатных картин в Новом Эрмитаже. — TANR), зал фламандской живописи, в значительной степени залы голландской живописи, — рассказал Михаил Дединкин. — Это ядро Эрмитажа, определяющее лицо музея. Что-то изменить в этом наборе шедевров очень трудно. Картина Хекке равновелика полотнам Снейдерса, которые мы здесь видим, она дополнила зал очень удачно».

В середине мая в Николаевском зале Эрмитажа откроется выставка «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века». На ней представят лучшие произведения в этом жанре, многие из которых будут показаны впервые.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
04.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+