18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Завещание Даниэля Арасса: из радиоэфира — на бумагу

Антонелло да Мессина. «Святой Себастьян». Около 1477–1479. Фрагмент. Фото: SKD Dresden/Google Arts & Culture
Антонелло да Мессина. «Святой Себастьян». Около 1477–1479. Фрагмент.
Фото: SKD Dresden/Google Arts & Culture
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

«Рассказы о живописи» призывают смотреть внимательнее и впитывать как можно больше. Известный французский искусствовед признавался, что специально фотографировал картины, чтобы подметить максимум деталей

Историк искусства Даниэль Арасс (1944–2003) был одним из тонких знатоков живописи итальянского Возрождения, многие значимые его работы посвящены именно этому времени и месту. Не один год жизни Арасс провел в Италии. Там у него украли из автомобиля портфель с диссертацией — пришлось менять и тему, и руководителя; там, во Флоренции, он в течение восьми лет возглавлял Французский институт.

На русский язык переведено несколько важных трудов Арасса, в том числе «Деталь в живописи» и «Взгляд улитки». Теперь же русскоязычному читателю предлагается не совсем книга, а своего рода завещание искусствоведа. «Рассказы о живописи» — это скрипты цикла из 25 радиопередач, которые он вел в 2003 году на канале «Культура» во Франции. Во время записи программы Арасс уже знал, что умирает от болезни Шарко и вот-вот потеряет способность двигаться из-за прогрессирующей мышечной атрофии. Через несколько месяцев его не стало.

Даниэль Арасс. «Рассказы о живописи» / Перевод с франц. М. Гринберга. М.: V-A-C Press, 2023. 266 с., ил.
Даниэль Арасс. «Рассказы о живописи» / Перевод с франц. М. Гринберга. М.: V-A-C Press, 2023. 266 с., ил.

Тексты 20-минутных передач представляют собой небольшие элегантные эссе, искренние беседы о важном лично самому автору. В первом же выпуске он спрашивает себя: какие живописные работы и чем именно его захватывают? Например, «Задвижка» Жана Оноре Фрагонара поражает Арасса способностью мастера передать текучесть времени: на правой половине полотна написано настоящее — встреча любовников, на левой — будущее, смятая постель. «Джоконда» Леонардо завораживает его «доисторическим» пейзажем на втором плане; изображенный там мост искусствовед определяет как символ вечности и времени. Даниэль Арасс вспоминает нарисованную Леонардо карту части Тосканы и подчеркивает неотменимую связь между той картой и «Джокондой».

Историю фигуративной живописи от Раннего Возрождения до начала ХХ века Арасс рассматривал как результат открытия перспективы: и оптического явления, и художественного приема. Искусство, созданное по правилам перспективы, есть стремление передать взгляд на мир с точки зрения человека, но не бога. Открытие перспективы представлялось Арассу решающим фактором, способствовавшим самой возможности создавать живописные подражания (копии, снимки) окружающего мира, природы. Высшие достижения в области такого жизнеподобия — шедевры Джорджоне, Лео­нардо, Рафаэля.

Леонардо да Винчи. «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо». 1503—1519. Фрагмент. Фото: Musée du Louvre
Леонардо да Винчи. «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо». 1503—1519. Фрагмент.
Фото: Musée du Louvre

Следующие поколения художников и интеллектуалов оказываются в полосе кризиса: религиозного (Реформация), экономического (открытие Америки) и так далее. Ответом творцов на тот системный кризис Арасс называет маньеризм: живописную риторику Тинторетто, виртуозные парафразы классических сюжетов Понтормо, хтонический ужас скульптурно-архитектурных объектов в парке города Бомарцо.

Понимание и переживание живописи он твердо увязывает с понятием «анахронизма». Анахронизм — это и любая реставрация произведения искусства. Анахронистичен по определению и взгляд на тициановскую «Венеру Урбинскую» того зрителя, который знаком с «Олимпией» Эдуарда Мане. Анахронизмом является и вдумчивый анализ «Менин» Диего Веласкеса, сделанный Мишелем Фуко.

Даниэль Арасс. «Рассказы о живописи». Фото: Дарья Избаш
Даниэль Арасс. «Рассказы о живописи».
Фото: Дарья Избаш

«Анахронизмам» Арасс противопоставлял «детализацию» — внимательное, бережное исследовательское отношение к незаметным на первый взгляд, подчас кажущимся маловажными фрагментам и деталям живописных работ. Слеза у одного из персонажей раки святой Урсулы из Брюгге, тающий лик Христа на полотне Франсиско де Сурбарана, «глаз-пупок» святого Себастьяна, укоризненно смотрящий на карателей с полотна Антонелло да Мессина… Арасс рассказывал радиослушателям, что фотографировал картины именно для фиксации маленьких открытий — непонятных, странных деталей. Увидеть незаметное — значит ближе проникнуть в замыслы живописцев. Именно к этому всю свою слишком краткую жизнь стремился Арасс — и достигал поставленных целей.  

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Коллекционеры на первом плане
The Art Newspaper Russiа выпустила новую книгу — «25 интервью с коллекционерами. 2013–2025». Среди героев сборника — Андрей Малахов, Петр Авен, Вагит Алекперов, Шалва Бреус, Марианна Сардарова и Наталия Опалева
11.11.2025
Коллекционеры на первом плане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+