18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Китайский арт-рынок: что здесь почем и почему

Видеопроект художника Чжэна Бо Pteriodophilia. 2016. Фото: www.zhengbo.org
Видеопроект художника Чжэна Бо Pteriodophilia. 2016.
Фото: www.zhengbo.org
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

В своей книге исследовательница Кэцзя Ву рассматривает нелегкий путь, пройденный страной в сфере художественного рынка, от «культурной революции» до глобальных трендов. Анализ исторических процессов сопровождается здесь и личными историями художников

Новая книга журналистки и преподавательницы Кэцзя Ву представляет собой тщательный анализ арт-рынка Китая. Автором исследованы его происхождение, необычайный рост за последние 30 лет и непростые отношения с официальной политикой государства. Обозреватель Financial Times China и составитель отчета ярмарки TEFAF о китайском арт-рынке за 2019 год, Кэцзя Ву идеально подошла на роль рассказчика этой истории.

Книга поделена на три главы. Первая отслеживает, как рынок, словно феникс из пепла, восставал после «культурной революции». По словам исследовательницы, даже сегодня это тема чувствительная, почти табуированная. «Большинство людей не хотят упоминать о произошедшем, не говоря уже о том, чтобы в подробностях переживать тот период. Отсутствие информации привело к тому, что СМИ и искусствоведы с энтузиазмом пишут о чудесном подъеме китайского арт-рынка, не изучив внимательно, как такая „сказка“ вообще стала возможной».

Kejia Wu. «A Modern History of China’s Art». Routledge. 280 с.: 15 цв. и ч/б ил. £120, £34,99. На английском языке
Kejia Wu. «A Modern History of China’s Art». Routledge. 280 с.: 15 цв. и ч/б ил. £120, £34,99. На английском языке

Автор книги углубляется в эту «сказку», обрисовывая проблемы, возникшие когда-то в результате «культурной революции». В частности, она подробно описывает некоторые судебные иски, поданные обездоленными коллекционерами. Затем рассказывает, как в середине 1990-х годов появились два ведущих аукционных дома — Poly и China Guardian. Поначалу там преобладали традиционные художества, но с наступлением 2000-х заявило о себе по-настоящему и современное искусство. В материковом Китае — например, в пекинской арт-зоне 798, быстро набравшей популярность, — были открыты первые художественные галереи, в том числе западные, появились частные музеи. Аукцион Sotheby’s Hong Kong создал новую, отдельную категорию китайского современного искусства. А в 2011 году в тот же Гонконг решительно ворвалась ярмарка Art Basel, превратив этот мегаполис в один из важнейших азиатских художественных центров.

Свой анализ рынка автор завершает предсказаниями будущего — от покупательского поведения богатых молодых азиатов до способности частных музеев реализовывать свои устремления. Представлены здесь и мнения множества опрошенных ею арт-дилеров, аукционистов, коллекционеров, художников.

Скриншот из видеопроекта художника Чжэна Бо Pteriodophilia. 2016. Фото: www.zhengbo.org
Скриншот из видеопроекта художника Чжэна Бо Pteriodophilia. 2016.
Фото: www.zhengbo.org

Второй раздел, озаглавленный «Парадокс двух параллельных систем искусства», исследует сложное соотношение двух противоречивых тенденций: желание Китая использовать культуру в качестве «мягкой силы» и в то же время его стремление контролировать каждый аспект жизни своего населения. «Китай — единственный в мире крупный арт-рынок, где параллельно сосуществуют огромная система искусства, поддерживаемая и цензурируемая государством, и значительная рыночно ориентированная система искусства», — пишет Кэцзя Ву. Она объясняет, как сложно бывает кураторам, организаторам арт-ярмарок и галереям согласовывать критерии цензуры, поскольку те «часто являются скорее концепцией, чем строгим набором зафиксированных письменно правил».

Наконец, автор рассказывает личные истории художников. У нее пять героев: Сюй Бин, Ли Сунсун, Цю Аньсюн, Лу Ян и Чжэн Бо. Это представители трех поколений, в том числе те, кто пережил травмы «культурной революции». Автор книги показывает, как окружающая жизнь в разные исторические периоды влияла на их творчество. 

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+